Параллельно с тем, как в храмах Норвегии шли траурные службы, полицейские и журналисты пытались ответить на вопрос «почему». В Европе, где во всем привыкли винить приезжих, такого удара со стороны своих не ожидали. Вот, что удалось выяснить за эти судки: Брейвик — рядовой норвежец, ничего такого в его поведении ни родные, ни знакомые вспомнить не могут. Психиатры сразу заговорили о нем как о психопате, подобных которому действительно порой ничего не выдает из окружающего социума до поры до времени.
Раненый Эдриан Пракон рассказывает: «Стрелявший не был похож на сумасшедшего, он стрелял хладнокровно, на поражение. У меня в голове все время эта картина, как люди бегут, а он стреляет, и они падают. Я пытался спастись вплавь, но вдруг понял — если не вернусь на берег, умру. И как раз в этот момент он открыл огонь по плывущим. Он кричал: „Все вы умрете“. Когда я уже был на берегу, он возник словно из ниоткуда и начал стрелять вновь. Я спрятался за телами, он был всего в метре от меня и я чувствовал его дыхание. Я лежал на камне у воды — нападавший подумал, что я убит, и сделал контрольный выстрел. Пуля попала мне в плечо, но я не двинулся — это и спасло мне жизнь».
Схожим образом Брейвика описал таксист Эриль Танген, который за день до терактов подвозил его до фермы. Преступник, скорее всего, отправился туда, чтобы забрать бомбу, изготовленную из аммиачных удобрений. Ничего подозрительного в его поведении таксист не заметил: «Я до сих пор не могу в это поверить. Он казался нормальным, когда я встретил его. Спокойный, хороший парень. Он вызвал такси к железнодорожной станции. Я поехал туда, он ждал меня, беседуя с двумя маленькими девочками. Он попросил, чтобы я отвез его на его ферму, я так и сделал».
С убийцей уже успел пообщаться его адвокат. Многого он прессе не рассказал, обмолвившись разве что — подсудимый, мол, не раскаивается. Впрочем, это уже поняли журналисты, наткнувшиеся на интернет-деятельность психопата. Она оказалась весьма богатой. Чего стоит вот этот документ — полторы тысячи страниц.
Жанр: Документальный Год: 2011 Описание: Выпущено: Норвегия Режиссер: Томми Гуликсен Описание: Хроника событий на острове Утойа 22-го июля прошлого года, когда в летнем молодежном лагере было убито 69 человек. Рассказы очевидцев и выживших. Норвежец Андерс Брейвик, совершивший летом 2011 года двойной теракт, признался, что лагерь на острове Утойя, где он застрелил почти 70 человек, являлся альтернативным вариантом. Брейвик заявил, что изначально он планировал теракт на ежегодной конференции норвежского Фонда журналистских расследований SKUP (Stiftelsen for en Kritisk og Unders?kende Presse). Данное мероприятие состоялось в марте 2011 года. По словам «норвежского стрелка», журналисты являются инструментом пропаганды в руках правительства. На вопрос прокурора о том, кто дал Брейвику право на убийства людей, преступник ответил, что он «сам принял такое решение». Брейвик также заявил, что «все коренные народы и культуры имеют право бороться за выживание и против экспансии извне». Как накануне заявил Брейвик во время своего выступления в суде, он бы повторил теракт, если бы у него была такая возможность. По словам норвежца, ему удалось совершить «самую изощренную и самую зрелищную политическую акцию в Европе» со времен Второй мировой войны.«Декларация Независимости Европы-2083» — говорят, что Брейвик выложил это в сеть прямо перед тем, как пойти убивать. Из названия понятно, что это — манифест шизофреника, охваченного идеей фикс и манией величия. Там же следователи наткнулись на рецепт взрывчатки — быть может, той самой, которая взорвалась в Осло в тот же день. Фотография с винтовкой, тоже потом задействованной — уже в массовых убийствах на острове… Там он, одного за другим, расстрелял 85 человек. Выяснилось, оружие купил абсолютно законно — для охоты на оленей, как значится в разрешительных документах.
В деле еще много неясного. Например, были ли у него сообщники. Сам он утверждает, что действовал один. Некоторые очевидцы говорят, что стрелков было как минимум два. Полиция даже кого-то арестовывала, но отпустила из-за недостатка улик. Летний лагерь на острове Утойа каждый год организовывала правящая сейчас в Норвегии рабочая партия. Там всегда было немало выходцев из стран третьего мира. Собственно, одной из главных задач подобных мероприятий и было сближение культур. Лагерь буквально за день до трагедии посетил министр иностранных дел. Показателен также и тот факт, что защитником террориста стал именно Гейр Липпестад. Он получил широкую известность в Норвегии 10 лет назад, после того как стал адвокатом молодого человека, участвовавшего в расправе над темнокожим подростком в Осло. От 4 до 5 человек с острова Утойа до сих пор числятся пропавшими без вести. Все дело в том, — и это подтверждают многие очевидцы, — что десятки, если не сотни людей пытались спастись вплавь. Возможно, что при температуре воды в 12 градусов проплыть 700-800 метров удалось далеко не всем. "Когда началась стрельба, все побежали, - рассказывает один из очевидцев. - Я видел, как люди замертво падали в нескольких метрах от меня. Я, как и многие, решил добраться до другого берега вплавь, но вода была слишком холодная, и я повернул обратно; в этот момент на берег вышел он; это было как фильмах ужасах — он начал прицельно стрелять по людям. Я один доплыл до берега. Все было усеяно телами. Никого он не оставил в живых. Я упал, притворился мертвым, я слышал его дыхание, слышал его шаги - он выстрелил мне в спину, повернулся и ушел". Судебный процесс над Андерсом Брейвиком начнется 25 июля, в понедельник. Это будет лишь первое, довольно формальное заседание, на котором его спросят о мотивах преступления и определят, что дожидаться приговора он будет за решеткой.
По теме: Андерс Брейвик мог проходить подготовку в КГБ Беларуси
По теме: Европа оказалась зажата в тисках толерантности
Коментарі
Дописати коментар
ВАТНИКИ НЕ МОГУТ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ