Перейти до основного вмісту

Под знойным небом Аргентины

Для тех, кто следит за процессами на аргентинском рынке недвижимости, год начался с тревожного «звоночка»: авторитетные СМИ разразились серией публикаций на тему снижения потребительского спроса. Ключевой стала появившаяся в газете «Эль Кларин» статья под названием «Удар кризиса по операциям с недвижимостью», в которой приводились цифры из реестров нотариальных контор. Согласно статистике, в ноябре количество подписанных договоров по купле-продаже сократилось на 23%.После выхода из кризиса, охватившего страну в 2002 году, европейские консультанты включают Аргентину (вместе с Эквадором, Панамой, Колумбией и Коста-Рикой) в группу, занимающую второе по Латинской Америке место согласно параметрам роста и уровню финансового риска. По данным Национального института статистики и переписи (INDEC), в 2008 году аргентинский ВВП вырос на 7%, и немалая заслуга в этом принадлежит девелоперам, делающим акцент на качестве и дизайне, способных заинтересовать покупателей класса «люкс».

Нынче в газетах появляются заметки о растущей инфляции и падении спроса как среди аргентинцев, так и среди иностранных инвесторов... Насколько можно верить этой информации? Какова причина? Означает ли это «начало конца» южноамериканской идиллии? Эти вопросы мы задали Роберто Хорхе Баику – члену национальной коллегии риэлторов Аргентины и владельцу риэлторской фирмы «Байкал», которая занимается буэнос­айресской недвижимостью с 1966 года.

– По вашему мнению, дон Роберто, как следует понимать приводимую в СМИ информацию?

– Я полагаю, что о кризисе говорить рано. Журналисты любят броские факты, но даже автор статьи, напечатанной в «Эль Кларин», поясняет, что указанный им процент соответствует разнице с ноябрем 2007 года... В сравнении же с октябрьскими показателями сезонный спад составил всего лишь 6,9%, что для летних месяцев совсем немного. До начала и в сам период летних отпусков (с декабря по февраль) количество сделок сокращается обычно как раз процентов на двадцать. Ни с какими внешними факторами это явление не связано.

– И каковы перспективы аргентинского рынка недвижимости на 2009 год?

– Я бы сказал, что имеет место тенденция к стабилизации. Цикл активного роста, наблюдавшийся с 2004­го по 2007­й естественным образом притормаживается, но заметно это прежде всего на рынке офисных помещений, и – в большей степени – на востребованности офисов и корпоративных зданий класса «А» и «ААА», которым обычно отдают предпочтение транснациональные компании. Им сейчас приходится подтянуть пояса, поэтому многие переезжают из ультрастатусных районов – например, Пуэрто Мадеро в центре столицы – на периферию, в более скромные помещения, или же закрываются совсем.

Меж тем на рынке первичного или вторичного жилья макроэкономические процессы могут сказаться лишь постольку, поскольку возможны массовые увольнения. Но до этого мы здесь, в Аргентине, пока еще не дошли.

– Это касается приобретения или аренды офисов?

– И того и другого. Дело здесь не в самом факте аренды или покупки, а в том, что затягивается процесс принятия решений со стороны покупателя или съемщика. Прежде чем «отрезать», отмеряет он теперь даже не семь, а двадцать семь раз... и ущерб от этого больше для строителей, чем для риэлторов.

Что касается аренды, последние несколько лет рынок ежегодно потребляет от 80 до 100 тысяч кв. м офисной площади, из расчета $35–50 за квадратный метр в категории «ААА» и от $24 до $28 в категории «А». Подобный разброс цен, как вы понимаете, обусловлен нашей латиноамериканской спецификой: большую роль тут играет не планировка, отделочные материалы или количество гаражей, а «статусность» района. В Буэнос­Айресе в этом смысле лидирует Пуэрто Мадеро с его бутиками, эксклюзивными ресторанами и деловым центром класса «экстра­люкс». На втором месте – ставшая эмблемой историческая часть города (Сан­Тельмо, Конгресо, Белграно, Конститусьон), где на мощенных брусчаткой улицах растут липы, дающие тень уютным кафе, где можно встретить мест­ных любителей танго, утомленных туристов с фотоаппаратами, продавцов антиквариата и портовую богему... В отличие от небоскребов и инфраструктуры Пуэрто Мадеро, исторический центр привлекает наших клиентов «аутентичностью». Поэтому здесь сейчас восстанавливается много старых зданий.

На третьем – северная часть города (Сан­Исидро, Оливос, Тигре), где получше экологическая ситуация и обитают в основном граждане с высокой покупательной способностью. Здесь находятся также яхт- и гольф-клубы, которые помимо развлекательной функции выполняют еще и социальную, являясь обычным местом встречи для бизнес-ланчей и переговоров в неформальной обстановке. Квадратный метр для съемщиков в этом районе стоит от $15 до $25, а метражи и качество строительства не хуже, чем в центре.

– Вы упомянули трудности, с которыми сегодня сталкиваются девелоперы... Нельзя ли об этом подробнее?

– Дело в том, что прокатившийся по всей Латинской Америке строительный бум последних пяти лет стал стимулом для реализации многочисленных дорогостоящих проектов. Безусловно, после внутреннего аргентинского кризиса 2001 года строительство сыграло в восстановлении нашей экономики основную роль. Однако даже при самых благоприятных условиях темпы развития отрасли рано или поздно должны были начать снижаться. По данным Национального института статистики и переписи (INDEC), в сравнении с 2007 годом рост строительной индустрии снизился с 10,9% до 5,1%. Даже при снижении – это очень хороший показатель, просто мы успели развить гигантоманию. Недвижимость раскупалась, как горячий хлеб, и то, что в 2009 году в элитных районах на севере города незанятые офисные площади составят 30 тысяч кв. м (речь идет о зданиях от 400 до 10 тысяч кв. м) и цены на них нужно будет снизить на 5–8%, нас с непривычки пугает.



В Пуэрто Мадеро – бывшей зоне заброшенных портовых доков и складских помещений – ситуация несколько другая. На этот район приходится сегодня около 40% буэнос-айресских новостроек. И несмотря на то что процесс принятия решений о приобретении или аренде сегодня занимает больше времени, чем раньше, аргентинцы по традиции твердо убеждены, что лучше всего вкладывать в недвижимость, а посему офисы и квартиры без хозяев не останутся – тем более в самом модном районе. Это подтверждают данные, опубликованные в той же газете «Эль Кларин» уже в феврале. Согласно статистике от Коммерческой палаты застройки и урбанизма (CEDU), незавершенные проекты в Пуэрто Мадеро (например, сорокавосьмиэтажная Башня Шато рядом с бывшим доком номер два или жилищный комплекс «Форум» напротив дока номер четыре) уже распроданы на 60%. И речь, заметьте, идет не о бюджетном жилье, на которое всегда спрос, а о квартирах и офисах, где квадратный метр стоит от $2700 до $5000, а сдача в эксплуатацию запланирована только на 2010 год. Возвращаясь к теме офисов: в строящемся офисном здании «Мадеро Харбауэр» напротив дока номер один уже распродано 100% помещений. А ведь там едва заложен фундамент и сделан один подвальный этаж... Так что «простои» готовой площади в элитном сегменте возможны минимальные, а цены, судя по всему, будут еще расти.

– Как выглядит процесс приобретения недвижимости для иностранцев?

– Для начала вы должны «забронировать» заинтересовавшую вас квартиру или офис, чтобы риэлтор, так сказать, снял ее с витрины. «Бронь» стоит 3% от общей стоимости покупки. Дальше у вас будет тридцать дней, чтобы оформить необходимые для совершения сделки документы: потребуется сходить в Управление по иммиграции, объяснить, что вы совершаете инвестирование, и если его объем больше $30 тысяч, вам сразу же начнут делать ПМЖ, выдав необходимый для совершения коммерческой сделки временный регистрационный номер. Постоянный документ оформляется около года, но временного вам достаточно, чтобы пойти в Федеральное управление государственных фондов (AFIP) и получить там аргентинский ИНН (CUIT). Следующий этап – легализация и подписание бумаги о передаче в собственность. Делается это в нотариальной конторе. Там с вас возьмут 4–5% от стоимости жилплощади или офиса: 4% – если речь идет о первичном жилье (том, которое будет указано в вашей аргентинской прописке), и 5% – если вы покупаете офисное помещение или вторичное жилье. Как видите, процесс максимально упрощен, тем более что в декабре, насколько мне известно, Кристина Киршнер заключила с вашим Дмитрием Медведевым предварительное соглашение о безвизовом въезде для граждан России.

– Да, этот проект находится в стадии доработки... А как обстоит в Аргентине вопрос с ипотекой?

– Теоретически существует банковский ипотечный кредит, но доступ к нему возможен только после долгой бюрократической волокиты и, кроме того, 30% годовых – это не серьезно. Так что, для подавляющего большинства смертных – иностранцев или местных – он попросту недоступен. Но это касается только банков. В реальности ипотекой занимаются сами риэлторы, которые без лишних разговоров предоставляют клиенту часть суммы на покупку квартиры или офиса.

– Это легально?! И что приходится делать риэлтору, чтобы обезопасить себя самого?

– Абсолютно легально. И безопасность гарантируется именно законом. Если мой кредитор перестает выплачивать долг, я имею право отобрать у него недвижимость, не дожидаясь, пока суд вынесет соответствующее решение. Такая же норма существует в Бразилии, и именно поэтому с нами никогда не произойдет того, что произошло в США... Кроме того, кредит предоставляется максимум на 50% стоимости и не более чем на пять лет. И в результате все довольны: мне это выгодно, потому что моя прибыль ежемесячно составляет 1% от общей суммы, а клиент рад, что быстро и без волокиты может наслаждаться приобретением. У иностранных клиентов никто не спрашивает, откуда у них деньги. Кроме того, здесь – в Аргентине – нет лимита на объем инвестиций. Вы можете купить полстраны, и никто вам слова не скажет.

– И много иностранцев обзаводятся недвижимостью в Аргентине? Попадались ли вам русские покупатели?

– О, да, конечно. Аргентина – страна иммигрантов, а у иммигрантов всегда есть родственники, которые не прочь начать новую жизнь на новом месте... Знаете ли вы, что последняя крупная волна иммиграции в 1939–1945 годах, когда президент Перон открыл границы, составила 4 млн человек? Подавляющее большинство их было из Италии или Испании, но приехало также много украинцев и русских. Вы обратили внимание, как называется моя фирма? Мой отец был из Тернополя и поселился здесь в 1942 году. К сожалению, сам я ни по­русски, ни по­украински не говорю и с колонией отношения не поддерживаю, но количество русскоговорящих в Аргентине составляет на сегодняшний день около 30 тысяч.

– Что больше всего пользуется у иностранцев спросом – квартиры или дома? Какие требования обычно предъявляются к жилплощади?

– Районы обычно предпочитают те, которые относятся к историческому центру, а также Белграно и Кабальито. Это традиционные районы аргентинского среднего класса, там очень умеренные цены (в среднем – около $50 тысяч за квартиру с двумя­тремя спальнями, гостиной и совмещенным санузлом), все близко, практически отсутствуют спонтанные «картонные городки» бедняков. Что касается совмещенных санузлов, ваши соотечественники, как правило, ищут квартиры, в которых их было бы больше одного, и требуют ванные, а не стоячий душ, как в основном принято у нас.

– Значит, все­таки квартиры?

– Да, земля в столице дорогая. Любой типовой участок 300–500 кв. м в пригороде дешевле $100 тысяч вам не обойдется. Провинция и земли на расстоянии пары сотен километров от столицы – это уже другое дело. Там можно найти цены от $5 до $15 за кв. м, в зависимости от наличия коммуникаций.

– В Буэнос­-Айресе кажется выгодным делом держать ресторан или небольшой магазинчик... Выгодно ли иностранцу приобретать площади для коммерческого использования?

– Тут есть свои нюансы. Стоимость помещения под магазин или ресторан определяется не стоимостью квадратного метра в зоне, и даже не площадью и отделкой, а расположением относительно других коммерческих заведений и типом людей, которые ходят мимо. Цена аренды или покупки может варьироваться на одной и той же улице, на разных ее сторонах... Самым большим спросом пользуются помещения на улицах Санта-Фе, Ривадавия и Флорида. Но иностранцам я рисковать не советую. Деликатное это дело, сначала нужно хорошо изучить местный менталитет.






Обсудить на форуме

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

БЫВШИЕ МУСУЛЬМАНЕ ПРОТИВ ИСЛАМА

В начале июля около 30 мусульман, порвавших с исламом, заявили о создании так называемого Совета бывших мусульман Франции. Основным назначением нового движения является борьба выходцев из исламского общества за право быть атеистами и критиковать ислам. "Мы представляем собой группу атеистов и неверующих, которые неоднократно сталкивались с угрозами в свой адрес, многие из нас были арестованы за богохульство", - заявили учредители совета. Символом своего движения они называют шевалье де ла Барра, молодого французского аристократа, казненного 1 июля 1766 года "за пение насмешливых песен в присутствии церковной процессии". Для французов история де ла Барра является предостережением против любых проявлений религиозной нетерпимости. Настоящим героем члены движения считают палестинского блогера Валида аль-Хусейни, в 2010 году проведшего несколько месяцев в тюрьме по обвинению в кощунственной интернет-деятельности. Среди членов Совета бывших мусульман – выходцы из

Главная проблема молодых учителей — рано созревшие школьницы

В школах всегда не хватало учителей-мужчин, а теперь мы можем потерять последних: молодые педагоги боятся... раскованного поведения своих учениц. Ведь из-за сознательной провокации или искренней симпатии подопечных девочек учитель может быть заподозрен в педофилии, к которой сегодня особенно внимательны как правоохранительные органы, так и бдительные граждане. Вот и бегут мужчины с педагогическим образованием из средней школы — от греха подальше. Географ: «Еле глобус унес...» Высокий симпатичный Леня — бывший молодой преподаватель географии Леонид Филиппович — сделал ноги из средней школы меньше чем через год работы. Сейчас Леониду 26, и работает он совершенно в другой сфере, но при воспоминаниях о школе, пусть и четырехлетней давности, вздрагивает до сих пор. — Из-за проделок учеников учитель может получить не только несмываемое пятно на своей репутации, но и реальные неприятности с законом, — говорит Леонид. — Ладно еще те девочки, которые влюбляются в своего учителя, что для пе

Самый русский танк T-90 (Обзор)

Т-90 «Владимир» — самый современный танк в войсках этой страны. До недавнего времени — исчезающе малочисленный танк всё той же страны. Тем не менее, с девяностых годов, существуя в десятках единиц, порождал тысячи срачей. А разгадка проста — наличие антагониста в США. Людям после сокрушительного пиздеца перестройки нужно было хоть как-то оправдать фейл — ну не получилось в экономике, зато вот оружие у нас не имеет аналогов. И если самолёт сложен с точки зрения анализа — с дивана ведь не видно авионики и характеристики какие-то непонятные, то танк — как на ладони. К концу восьмидесятых на вооружении Советской Армии были четыре семейства ОБТ: Т-64, Т-72А/Б, газотурбинные Т-80Б(В)/У и дизельные Т-80УД. Сие обстоятельство, несомненно, было эпик фэйлом советской оборонки, ибо четыре близких по ТТХ танка были почти не унифицированы между собой, что «очень упрощало» снабжение. Причиной тому была грёбаная конкуренция между танкостроительными кланами, кои появились в СССР после окончания Велик