Перейти до основного вмісту

Патриотизм – прибежище негодяев

Руководитель Федерального агентства по делам молодежи и бывший лидер молодежного движения «Наши» Василий Якименко выступил за возрождение пионерии и комсомола как институтов патриотического обучения молодежи

Даже если оставить в стороне послужной список «нашистов» и их предшественников «Идуших вместе»: сжигание на костре книг Владимира Сорокина, погром в редакции «АиФ», травлю журналиста Александра Подрабинека, блокирование митингов оппозиции и пр. и пр…
Даже если забыть, о том, что патриотизм по-комсомольски в сухом остатке означал лишь лояльность к власти...
Сама идея обучения патриотизму, пусть даже исходила бы она из более чистых рук, вызывает у меня глубокие сомнения. Хотя бы уже потому, что с самим понятием патриотизма у нас в стране уже давно творится неладное.

На днях, к примеру, принимал участие в молодежной программе.
Когда речь зашла о патриотизме, участники, молодые музыканты, высказались в том смысле, что как патриоты песни они поют на русском. Высказывание показалось мне симптоматичным.

Что же еще, помимо пения на русском, стали называть мы патриотичным за последние десять-пятнадцать лет?

Победу Димы Билана на Евровидении?
Это, конечно, круто Россия всех обошла. Кто этого не ценит – не патриот! Также очень патриотично гордо вспоминать о битвах на Чудском, под Полтавой, при Бородино, ну и, само собой, о Минине с Пожарским.

Вполне патриотично потосковать по былой сверхдержаве, как весь мир нас когда-то боялся.
Опять же погрустить и по империи: о том, что от России отвалились Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, что Москва больше не рулит ни на Украине, ни в Белоруссии, ни в других бывших союзных…

А уж мантра «Россия, встающая с колен» – сами понимаете, просто пик любви к родине.
Там же и другая – «Америка идет под откос, доллар рухнет, америкосы тупые». И тут же в унисон об особом пути России…

Само собой круто и очень патриотично собираться на Васильевском спуске или где-то еще и орать в мегадинамики о своей любви к отчизне.

Ну а в некоторых кругах считается очень патриотичным обыгрывать на все лады идею «Россия для русских».
Идея, надо сказать, получилась плодотворная и привлекает все новых и новых сторонников. Особенно патриотичные ее фанаты воплощают идею в жизнь буквально – с помощью, арматуры, ножей и заточек.

Вот это и есть наш новый патриотизм, узурпированный сначала коммунистами, потом государственниками и лоялистами, ну и, конечно, подхваченный националистами.
В том числе их радикальным крылом – скинхедами и прочими подобными.

За последние годы от частого и неуместного употребления «патриотизм», как слово, примелькалось, замылилось, стерлось.

Оно стало таким же расхожим, таким же пустым и бесцветным, как мат в устах тех, кто все, что ни делает, что ни говорит – все по матери.

Ну а как понятие «патриотизм» деградировал настолько, что приличные люди в приличном обществе произносить это слово отказываются.

Да и раньше-то именно приличные люди полагали, что любовь к родине – переживание интимное, как духовная вера, как любовь к женщине или мужчине.

И, возможно, поэтому избегали мусолить эти чувства в обиходной жизни. А также избегали трещать о них, и тем опошлять их, публично. И только большие художники в их глазах имели право принародно воспевать эти чувства. Именно потому, что художники, и потому, что большие.

Но было у приличных людей одно исключение из вот такой непубличности.
Когда патриотизм выливался в горечь и боль за то, что творилось на родине, когда совесть не позволяла молчать, вот тогда приличные люди поднимали свой голос, который гремел порой на всю страну. Разве не патриотами были Гоголь, Салтыков – Щедрин, Островский? Или самые яркие представители нашего времени – Солженицын, академики Сахаров и Лихачев?

Но эти люди не стучали себе в грудь, заходясь в любви к родине.
Они били тревогу, вскрывали причины бед, обличали виновных, искали выход, как сделать, чтобы страна зажила по-человечески. Лучшие из нас имели смелость говорить тяжелую правду и тогда, когда их слова или поступки могли привести в лагеря, а то и к расстрелу. И в этом заключался их патриотизм.

Впрочем, я не о них.
И не об их антиподах, что делают на патриотизме карьеру, зарабатывают политический или другой капитал. С этими все просто: патриотизм – карьера – деньги. Можно и по-другому: деньги – патриотизм – власть.

Так же понятно и с идейными коммунистами и тем более с упертыми сталинистами.
Здесь мы имеем дело практически с религией, когда важны не факты, а исключительно догматы веры. Более или менее понятно и с теми, кто, компенсируя свою несостоятельность в обычной жизни среди обычных людей, объединяются в стаи и создают полубандитские, полувоенные боевые группы под знаменем славянской идеи.

Меня же интересуют обычные люди.
Как получилось, что у многих наших сограждан высокое чувство любви к родине выродилось в опошленный суррогатный патриотизм: непременно петь на русском, поносить другие страны и на каждом углу вскрикивать «Россия лучше всех!»?

Скорее всего, во многом причиной тому стало крушение мифов, в которых жила страна до начала 90-х.
Какой бы тупой, какой бы примитивной ни была советская госпропаганда, но свое дело она делала. Многие ведь, действительно, верили, что СССР – одна из самых развитых стран, что все у нас «зашибись» – и ракеты, и станки, и медицина.…
Да что там станки! Большинство горячо верили, что сама социалистическая идея – справедлива и замечательна. А то, что жили плохо, так это потому, что страна во вражеском окружении, что гады-бюрократы эту верную идею социализма не верно воплощали. Ну, а в целом, в людях глубоко сидело чувство гордости за свою страну. И это была гордость принадлежности к большому, сильному, великому.

Но когда строй изменился, когда рухнула вся эта отлаженная система государственного вранья, когда опустился железный занавес и наши люди стали ездить по миру, то вдруг оказалось, что король не просто голый, а безобразно голый.
Что станки наши – груды бесполезно переведенного металла и никому в мире не нужны. Что наша медицина, хотя и бесплатная, но фантастически отсталая… и так практически во всем. Разве что ракеты, и в самом деле, могли уничтожить полмира.




Мифы развеялись, а что осталось?
Осталось понимание того, что на протяжении всех 70-ти лет Советский Союз жил не по правде и не по уму. Огромная черная дыра поглотила былую гордость за свою страну. Сердечная пустота воцарилась на ее месте.

Я не знаю, дается ли нам на уровне инстинкта привязанность к стране, в которой вырос.
Но вот ностальгия по ландшафтам, климату своего детства и юности, не говоря уже о неистребимой потребности в культуре своего народа, живет практически в каждом человеке. Это, чувство, как я понимаю, является важнейшей частью того, что мы называем патриотизмом. Но это – только одна, как бы безусловная, его часть.

Есть и другая.
Это – чувство гордости за свою страну, что тоже, как мне представляется, является естественной человеческой потребностью. Но в отличие от первой, она поддается интеллектуальному анализу. И если реальных или мифических оснований для гордости наш разум не видит, наша психика создает этому какое-то замещение. Видимо, как и все в природе, наше сердце не терпит пустоты. Так вот, у одних «пустота гордости» замещается чувством горечи и боли за свою страну, стремлением как-то изменить ее к лучшему. У других – суррогатом патриотизма, о котором я уже говорил.

Но питаться суррогатом, как известно, занятие малоплодотворное.
Петь, конечно, можно только по-русски, но в стране от этого лучше не будет. Хуже того, суррогат-патриотизм не раз заводил нашу страну в тяжелые тупики. Вспомните хотя бы Афганистан, наших «воинов – интернационалистов»!

Куда как более продуктивно трезво взглянуть на вещи, постараться понять причины невзгод, предложить, если можешь, свое видение решения проблем и обсудить его с такими же неравнодушными людьми.
Пусть не всех проблем, а только какой-то одной, в которой разбираешься. Благо интернет такую возможность предоставляет. Так сегодня создается общественное мнение, которое имеет свойство накапливать критическую массу. И в конце концов, материализовываться.






В ответ на «акт Магнитского» партия «Племянники России» предложила дополнительные ответные меры и уже собирает подписи у россиян.

ВВИНТИТЬ В ТЕМНОМ ПОДЪЕЗДЕ ЛАМПОЧКУ, вместо того, чтобы обреченно брести в темноте, а уж тем более с пеной у рта доказывать, что в подъезде в принципе итак не очень темно – вот такой подход представляется мне ПАТРИОТИЗМОМ.

Что же до Якименко, уж лучше бы он придумал, как переделать «нашистов» в тимуровцев, чтобы переводили старушек через улицы – все было бы родине меньше вреда, а людям – польза.



Обсудить на форуме

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

БЫВШИЕ МУСУЛЬМАНЕ ПРОТИВ ИСЛАМА

В начале июля около 30 мусульман, порвавших с исламом, заявили о создании так называемого Совета бывших мусульман Франции. Основным назначением нового движения является борьба выходцев из исламского общества за право быть атеистами и критиковать ислам. "Мы представляем собой группу атеистов и неверующих, которые неоднократно сталкивались с угрозами в свой адрес, многие из нас были арестованы за богохульство", - заявили учредители совета. Символом своего движения они называют шевалье де ла Барра, молодого французского аристократа, казненного 1 июля 1766 года "за пение насмешливых песен в присутствии церковной процессии". Для французов история де ла Барра является предостережением против любых проявлений религиозной нетерпимости. Настоящим героем члены движения считают палестинского блогера Валида аль-Хусейни, в 2010 году проведшего несколько месяцев в тюрьме по обвинению в кощунственной интернет-деятельности. Среди членов Совета бывших мусульман – выходцы из

Главная проблема молодых учителей — рано созревшие школьницы

В школах всегда не хватало учителей-мужчин, а теперь мы можем потерять последних: молодые педагоги боятся... раскованного поведения своих учениц. Ведь из-за сознательной провокации или искренней симпатии подопечных девочек учитель может быть заподозрен в педофилии, к которой сегодня особенно внимательны как правоохранительные органы, так и бдительные граждане. Вот и бегут мужчины с педагогическим образованием из средней школы — от греха подальше. Географ: «Еле глобус унес...» Высокий симпатичный Леня — бывший молодой преподаватель географии Леонид Филиппович — сделал ноги из средней школы меньше чем через год работы. Сейчас Леониду 26, и работает он совершенно в другой сфере, но при воспоминаниях о школе, пусть и четырехлетней давности, вздрагивает до сих пор. — Из-за проделок учеников учитель может получить не только несмываемое пятно на своей репутации, но и реальные неприятности с законом, — говорит Леонид. — Ладно еще те девочки, которые влюбляются в своего учителя, что для пе

Самый русский танк T-90 (Обзор)

Т-90 «Владимир» — самый современный танк в войсках этой страны. До недавнего времени — исчезающе малочисленный танк всё той же страны. Тем не менее, с девяностых годов, существуя в десятках единиц, порождал тысячи срачей. А разгадка проста — наличие антагониста в США. Людям после сокрушительного пиздеца перестройки нужно было хоть как-то оправдать фейл — ну не получилось в экономике, зато вот оружие у нас не имеет аналогов. И если самолёт сложен с точки зрения анализа — с дивана ведь не видно авионики и характеристики какие-то непонятные, то танк — как на ладони. К концу восьмидесятых на вооружении Советской Армии были четыре семейства ОБТ: Т-64, Т-72А/Б, газотурбинные Т-80Б(В)/У и дизельные Т-80УД. Сие обстоятельство, несомненно, было эпик фэйлом советской оборонки, ибо четыре близких по ТТХ танка были почти не унифицированы между собой, что «очень упрощало» снабжение. Причиной тому была грёбаная конкуренция между танкостроительными кланами, кои появились в СССР после окончания Велик