Перейти до основного вмісту

Народы Аргентины

АРГЕНТИНЦЫ, народ, основное население Аргентины. Численность аргентинцев в Аргентине 25,75 млн. человек. Живут также в Парагвае, Уругвае, Чили, США и др. Общая численность — 26 млн. чел. В основном относятся к европеоидной расе, есть испано-индейские метисы. Говорят на аргентинском диалекте испанского языка, имеющем говоры. Большинство верующих аргентинцев — католики. В колониальный период после испанского завоевания 16 в. население Аргентины складывалось из различных компонентов — испанцев, индейцев, в меньшей степени негров и новых, смешанных групп. В процессе этнической консолидации наиболее активно участвовали креолы (потомки испанцев) и испано-индейские метисы, в большей или меньшей степени европеизированные, в формирующейся этносоциальной иерархии занявшие место ниже креолов. Особая роль в формировании культуры и языка аргентинцев принадлежала пастухам и скотоводам гаучо. Ядро испаноязычного этноса сложилось в прибрежной зоне.

На рубеже 60—70-х гг. 19 в. завершилась в основная консолидация ядра аргентинской нации. Основные занятия — скотоводство и торговля продукцией животноводства. На дальнейшее формирование аргентинцев оказала сильное влияние массовая иммиграция из Европы, главным образом из Италии и Испании (особенно в конце 19 — начале 20 вв.), сопровождавшаяся промышленным развитием, ростом городов, подъёмом сельского хозяйства, развитием зернового земледелия, оттеснившего животноводство на второй план. Резко возросла численность населения страны (с 1,9 млн. в 1869 до 7,9 млн. чел. в 1914), значительно изменился этнический состав населения (в 1914 около 30% составляли выходцы из европейских стран и их потомки). Культура аргентинцев обогатилась новыми чертами, заимствованными у иммигрантов. Наибольшие изменения произошли в прибрежных провинциях пампы — главных местах притяжения иммигрантов. Ослабление иммиграции в последующие годы ускорило процесс ассимиляции иммигрантов и привело к стабилизации этнического состава населения Аргентины. С прекращением иммиграции накануне и в годы 2-й мировой войны развивающаяся промышленность Аргентины требовала привлечения рабочей силы из внутренних районов страны. Это вызвало усиленный прилив сельского населения в города, главным образом в Буэнос-Айрес, и миграцию аргентинцев в прибрежный район, что приводит к стиранию культурных различий между отдельными группами населения как в столице, так и в масштабах всей страны, к формированию стандартизированной культуры европейского типа. На этнические процессы, особенно в пограничных районах, повлияла усилившаяся с 1970-х гг. иммиграция из соседних стран (главным образом из Парагвая, Боливии и Чили).

Локальные варианты культуры сохраняются у аргентинцев, проживающих в сельской местности внутренних провинций, где сильны индейские традиции. Выделяется несколько этнографических областей (северо-западная, северо-восточная и южная), различающихся по диалектам и культуре. В некоторых местностях сохраняются традиционные индейские ремёсла. Например, провинция Тукуман славится своими коврами и одеялами, предметами из выделанной кожи. На севере Аргентины развито заимствованное у индейцев матако производство глиняных сосудов, в провинции Формоса — плетение сомбреро, в пампе — обработка кости и кожи, в провинции Корриентес — мелкая культовая пластика из дерева, керамики, кости, соломы. Богат фольклор гаучо. Фермеры строят современные дома из обожжённого кирпича. Ранчо бедняков делают из разнообразных дешёвых материалов (фанеры и гофрированной жести). На западе и северо-западе сохраняются жилища из адобов с черепичной крышей, отдельно расположенной кухней или очагом. В некоторых периферийных районах сохранились также постройки из жердей, веток, покрытых высушенной травой или соломой. Элементы традиционного костюма сохраняются у гаучо во внутренних провинциях: разнообразные пончо, сапоги из сыромятной кожи и широкополые шляпы с неглубокой тульей.




АРАУКАНЫ, мапуче (самоназвание — «люди земли»), индейский народ в Чили и на западе Аргентины. Численность 800 тыс. чел., из них в Чили 750 тыс. Относятся к американской расе большой монголоидной расы. Говорят на арауканских (мапуче) языках (или диалектах одного языка); составляют отдельную группировку в рамках андо-экваториальной семьи. Языки, или диалекты: уиличе, пеуэнче, пичи-уиличе, пикунче, аргентинский арауканский язык (диалект) с говорами. Распространён также испанский язык. Сохранились традиционные верования, есть католики (главным образом в городах). Существовали матрилинейные тотемные роды (кюга) и племена (альяреуэ). В 16—17 вв. северные арауканы (пикунче) были ассимилированы испанцами, центральные и часть южных племён образовали союз под руководством верховного вождя (токе), состоявший из трёх (с начала 18 в. — четырёх) объединений (вутанмапу — «большая земля»), каждое из которых включало несколько племен и возглавлялось выборным военным вождём. Ассимилировали часть соседних индейских племён (в 18 в. — пуэльче). Основные занятия — скотоводство (овцы, в меньшей степени — лошади, крупный рогатый скот, в доиспанский период — ламы), пашенное земледелие (главным образом пшеница и картофель, а также кукуруза, вика, бобы), ремёсла (ткачество, обработка кожи, серебра, в меньшей степени гончарное).

Жилище — большой овальный в плане дом без окон, с земляным полом и опирающейся на столбы тростниковой или соломенной крышей, спускающейся почти до земли. Традиционная одежда — из шерсти: грубые рубахи, широкие штаны, пончо — у мужчин, широкие кофты, кусок ткани, обёрнутый вокруг пояса, плащ — у женщин. Распространены серебряные украшения (особенно у женщин), орнаментированные тканые пояса. Мужчины носили длинные волосы, повязывали голову платком, иногда надевали широкополые шляпы, женщины заплетали косы и повязывали голову шерстяными лентами. У современных арауканов преобладает культура креольского типа.




Техуэльче индейский народ на юге Аргентины

ТЕХУЭЛЬЧЕ, тэуэльче, патагонцы, мапуче, индейский народ на юге Аргентины, коренное население Патагонии. Численность около 1 тыс. человек. Этноним получили от арауканов. Выделяются три группы техуэльче: пийникен (на севере Патагонии), теуэш (в зоне Кордильер) и инакен (на юге Патагонии); с южной группой столкнулись участники экспедиции Магеллана (1519), назвавшие индейцев патагонцами. Язык техуэльче (теуэльче, или чон) андо-экваториальной семьи. Диалекты: южный (инакен), северный (пийникен) и теуэш. Переходят на испанский язык. Техуэльче — католики, сохраняют пережитки традиционных верований.

Традиционная культура типична для индейцев степей и полупустынь Южной Америки (см. Индейцы). Занимались бродячей охотой и собирательством. На рубеже XVII—XVIII веков переняли лошадь, завезённую испанцами, и перешли к конной охоте. Кочевали родственными группами по несколько десятков полигинных семей во главе с вождём, иногда наследственным, определявшим направление миграции в границах кормовой территории.

Современные техуэльче занимаются скотоводством (мелкий рогатый скот). Женщины прядут из шерсти, мужчины выделывают кожу для сбруи, лассо и др. Овечью и козью шерсть продают и обменивают на продукты питания.

Традиционные жилища — ветровые заслоны из шкур гуанако, палатки-тольдо с несколькими отделениями для семей.

Носили накидки из шкур мехом внутрь, передники, головные повязки, обувь типа мокасин.

После завоевания Патагонии арауканами (1820) техуэльче были в значительной мере ассимилированы ими. В последней трети XIX века Патагония была подчинена власти аргентинского правительства, что сопровождалось истреблением техуэльче и разрушением их традиционной культуры.



КАЙНГУА, мбиа, локально-диалектные группы внутри индейцев гуарани на юге Бразилии (штаты Сан-Паулу, Парана, Санта-Катарина, Риу-Гранди-ду-Сул), живут чересполосно с бразильцами и индейцами терена и кайнганг, на севере Аргентины (провинция Мисьонес) и в Парагвае. Численность около 55 тыс. человек, в том числе в Парагвае 30 тыс. человек. Кайнгуа — христиане (католики).

Традиционные занятия — ручное подсечно-огневое земледелие (маис и сладкий маниок, у современных кайнгуа — также рис и пшеница), охота, собирательство, ремесло (гончарное, ткацкое, плетение).

Вероятно, существовали большие патриархальные семьи, счёт родства патрилинейный, Брак патрилокальный.

Поселение состояло из 4—8 больших домов, прямоугольных в плане, с двускатной крышей.

Одежда, видимо, отсутствовала.

В основе традиционной пищи — кукуруза.

Традиционные верования включали культ верховного божества-демиурга, веру в духов-хозяев. Существовали инициации юношей (сопровождавшиеся вставлением в нижнюю губу деревянной втулки) и девушек, развитая космогоническая мифология.


МАТАКО, самоназвание уикиэ, уики (люди), индейский народ на севере Аргентины и в сопредельном районе Боливии в бассейнах рек Пилькомайо и Бермехо. Численность 14 тыс. человек (1980), из них в Боливии 2 тыс. человек. Говорят на языке матако семьи матако. Испанский язык распространён мало. Верующие матако — христиане-протестанты, сильны пережитки традиционных верований.

Основные занятия: рыбная ловля сетью, земледелие на заливных поймах (кукуруза, тыквы, арбузы, фасоль, сладкий маниок, табак), охота с ружьём или луком, с собаками (особенно на пекари и игуан), собирательство (особенно стручков альгарробы и дикого мёда). Виды занятий резко меняются по сезонам. Охота утрачивает значение. В начале XX века получило развитие скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади, птица), ныне находящееся в упадке (держат в основном коз и собак).

Ремёсла: плетение, гончарство (женщины), изготовление плетёной мебели (мужчины). Традиционные орудия деревянные, сейчас стальные мачете, топоры и др. До прихода испанцев, вероятно, выменивали бронзовые топоры у индейцев Анд. Мужчины временно работают по найму (грузчики, строители). Продажа рыбы и плетёных изделий даёт значительные денежные поступления. Покупают стальные орудия, продукты (парагвайский чай матэ, сахар), бытовую электронику и др.

Социальная единица — община, ядро которой составляет локальная экзогамная кровнородственная группа численностью от нескольких десятков до двух-трёх сотен человек (в современных селениях традиционные группы смешаны). В каждой группе свой вождь (ният — с функциями координатора), шаман, руководитель протестантской общины, авторитетные главы больших семей. Брак матрилокальный до рождения первого ребёнка, патри- или неолокальный позже. Общественные лидеры мужчины, но бывают и женщины. Положение женщины в семье высокое. Серьёзные внутриобщинные конфликты редки.

Традиционное жилище для нуклеарной семьи — круглая плетёная хижина из ветвей и травы, сейчас прямоугольная хижина-навес с частью открытыми простенками, плоской кровлей из пальмовых листьев. В селении дома вокруг площади.

Одежда креольского типа.

Пища, печённая в золе и варёная, различается по сезону (мясо, рыба, сельскохозяйственные продукты, саранча и личинки жуков и пр.). Популярны матэ и слабо ферментированные напитки из кукурузы, маниока и т. д.

Распространена игра типа хоккея с деревянным мячом.

Сохраняется мифология. Среди других индейцев области Чако матако выделяются выраженным этническим самосознанием, относительно высоким и независимым положением среди других этнических групп Боливии и Аргентины.


ОНА (на языке ямана), селькнам (самоназвание), огнеземельцы, индейский народ в Аргентине и Чили на архипелаге Огненная Земля. Практически вымерли (последняя чистокровная она умерла в 1966), около 20 метисов работают по найму на фермах в районе озера Фаньяно. Близки алакалуф и ямана, а также техуэльче. Язык она группы чон (она-чон) андо-экваториальной семьи.

Численность до начала постоянных контактов с европейцами (середина XIX века) около 4 тыс. человек, к началу 30-х годов около 100 человек. Она населяли остров Огненная Земля (кроме южного и юго-западного побережья).

Основные традиционные занятия до начала XX века — охота на гуанако, а также сбор моллюсков, охота на морских животных и птиц. Оружие — лук со стрелами, реже копьё, праща, вероятно, бола. Держали собак (возможно, заимствовали у техуэльче).

Жилище — конические хижины или сегментообразные заслоны из жердей и шкур гуанако.

Одежда — шкуры гуанако, реже выдры или лисы мехом наружу, мужские конические меховые шапки, кожаная обувь типа мокасин, кожаные треугольники спереди.

Пища, способы её приготовления и утварь сходны с яманскими.

Выделялось около 40 патрилинейных экзогамных групп (40—120 человек), имевших свои охотничьи территории и объединённых в 2 или 4 фратрии, ассоциировавшиеся со сторонами света. Семья малая, брак патрилокальный, полигиния редка, встречался левират. Бульшую часть года вели бродячий образ жизни, зимой группы собирались на побережье для проведения церемонии клоктен: мужчины под руководством шамана в конических масках из коры и раскрашенные геометрическими узорами появлялись перед женщинами.

Известны мифы о культурных героях, культы тотемных родовых предков (ховенх).



ПАРАГВАЙЦЫ, парагуайос (самоназвание), народ, основное население Парагвая. Живут также в Аргентине и Бразилии. Численность 3900 тыс. человек, в том числе в Парагвае 3500 тыс. человек, Аргентине 300 тыс. человек, Бразилии 70 тыс. человек. Наиболее распространён язык гуарани тупи-гуарани семьи. На нём говорят от 80% до 95% населения; испанский знают только 50%. Верующие парагвайцы — католики.

Ядро парагвайской нации составляют потомки от браков индейцев-гуарани и испанцев, в меньшей степени — негров. Сложение парагвайцев в нацию происходило в условиях борьбы против испанских колонизаторов, образования независимого государства (1811). Тяжёлые последствия для развития парагвайцев имел разгром Парагвая в войне с Аргентиной, Бразилией и Уругваем (1864—1870), когда страна потеряла 1/2 своей территории и почти всё мужское население. После 1870 были приняты меры к расширению иммиграции из Европы (испанцы, немцы и др.).

Бульшая часть парагвайцев занята в сельском хозяйстве, главным образом в пастбищном скотоводстве (крупный рогатый скот); развиты земледелие (основная товарная культура — хлопчатник), лесное хозяйство. Растут промышленность и численность работающих по найму.

Бульшая часть парагвайцев живёт в деревнях по 100—130 домов. Жилище имеет 3 стены из сырцового кирпича, плоскую крышу из соломы, тростника или пальмовых листьев, опирающуюся на бамбуковые жерди, земляной пол, обносится забором из тростника или бамбука.

Одежда европейского покроя; в деревнях преобладает домотканая одежда.

Основная пища — кукуруза, бобы, маниок. Популярны пирожки из кукурузной муки (чипас), кукурузная каша (абати пороро), запечённое в золе и пальмовых листьях кукурузное тесто. Излюбленный напиток — парагвайский чай (мате). Употребляется масло из плодов пальмы ватаи; алкогольный напиток из её сока (чича).

Развито народное музыкальное искусство, сохранились старинные инструменты, песни и танцы. Распространены домашнее ткачество на примитивном горизонтальном станке, изготовление пончо, знаменитых парагвайских кружев ньяндути, гончарной посуды, глиняных статуэток. Национальная литература развивается под влиянием индейского фольклора.


УКРАИНЦЫ (самоназвание), народ, основное население Украины (37,4 млн. человек). Живут также в России (4,36 млн. человек), Казахстане (896 тыс. человек), Молдавии (600 тыс. человек), Белоруссии (свыше 290 тыс. человек), Киргизии (109 тыс. человек), Узбекистане (153 тыс. человек) и других государствах на территории бывшего СССР. Общая численность 46 млн. человек, в том числе в Польше (350 тыс. человек), в Канаде (550 тыс. человек), США (535 тыс. человек), Аргентине (120 тыс. человек) и других странах. Говорят на украинском языке славянской группы индоевропейской семьи. Различаются следующие наречия: северное (левобережно-полесские, правобережно-полесские, волынско-полесские говоры), юго-западное (волынско-подольские, галицко-буковинские, карпатские, поднестровские говоры) и юго-восточное (поднепровские и восточно-полтавские говоры). Письменность с XIV века на основе кириллицы. Распространены также русский (преимущественно на Юге и Левобережье, особенно среди горожан), а на Западной Украине среди пожилых людей — польский языки. Верующие украинцы — в основном православные, принадлежащие к Украинской православной церкви (Московского патриархата), в меньшей мере — к Украинской православной церкви — Киевский патриархат и Украинской автокефальной православной церкви. На Западной Украине имеются также католики. 90% их — католики византийского обряда (греко-католики, униаты), остальные — католики латинского обряда. Известен также протестантизм в форме пятидесятничества, баптизма, адвентизма и др.

Украинцы вместе с близкородственными русскими и белорусами относятся к восточным славянам. Украинцы имеют в своём составе карпатские (бойки, гуцулы, лемки) и полесские (литвины, полищуки) этнографические группы. Становление украинской народности (зарождение и формирование) произошло в XII—XV вв. на основе юго-западной части восточнославянского населения, входившего ранее в состав древнерусского государства — Киевской Руси (IX—XII вв.). В период политической раздробленности в связи с имевшимися местными особенностями языка, культуры и быта (в XII веке появился и топоним «Украина») создались предпосылки для формирования на основе древнерусской народности трёх восточнославянских народов — украинского, русского и белорусского. Основным историческим центром становления украинской народности было Среднее Поднепровье — Киевщина, Переяславщина, Черниговщина. Немалую интегрирующую роль играл при этом восставший из руин после разгрома золотоордынскими захватчиками в 1240 Киев, где находилась важнейшая святыня православия — Киево-Печерская лавра. К этому центру тяготели другие юго-западные восточнославянские земли — Сиверщина, Волынь, Подолия, Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье. Начиная с XIII века украинцы подверглись венгерскому, литовскому, польскому и молдавскому завоеваниям. С конца XV века начались набеги утвердившихся в Северном Причерноморье татарских ханов, сопровождавшиеся массовым пленением и угоном украинцев. В XVI—XVII вв. в ходе борьбы с иноземными завоевателями украинская народность существенно консолидировалась. Важнейшую роль сыграло при этом возникновение казачества (XV век), создавшего государство (XVI век) со своеобразным республиканским строем — Запорожскую Сечь, которое стало политическим оплотом украинцев. В XVI веке сложился книжный украинский (так называемый староукраинский) язык. На основе среднеприднепровских говоров на рубеже XVIII—XIX вв. сформировался современный украинский (новоукраинский) литературный язык.

Определяющими моментами этнической истории украинцев XVII века было дальнейшее развитие ремесла и торговли, в частности, в городах, пользовавшихся магдебургским правом, а также создание в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого украинского государства — Гетманщины и вхождение его (1654) на правах автономии в состав России. Это создало предпосылки для дальнейшего объединения всех украинских земель. В XVII веке произошло перемещение значительных групп украинцев из находившегося в составе Польши Правобережья, а также из Поднепровья на восток и юго-восток, освоения ими пустующих степных земель и образования так называемой Слобожанщины. В 90-х гг. XVIII века в состав России вошли Правобережная Украина и южные, а в первой половине XIX века — придунайские украинские земли.

Название «Украина», употреблявшееся ещё в XII—XIII вв. для обозначения южных и юго-западных частей древнерусских земель, к XVII—XVIII вв. в значении «краина», т. е. страна, закрепилось в официальных документах, получило массовое распространение и послужило основой для этнонима «украинцы». Наряду с этнонимами, употреблявшимися первоначально по отношению к юго-восточной их группе, — «украинцы», «козаки», «козацкий народ», «руськи». В XVI — начале XVIII вв. в официальных документах России украинцы Среднего Поднепровья и Слобожанщины часто назывались «черкасами», позже, в дореволюционное время — «малороссиянами», «малороссами» или «южнороссами».

Особенности исторического развития различных территорий Украины, их географические различия обусловили возникновение историко-этнографических районов украинцев — Полесье, Центральное Поднепровье, Юг, Подолия, Карпаты, Слобожанщина. Украинцы создали яркую и самобытную национальную культуру.

Основная традиционная отрасль сельского хозяйства украинцев — пашенное земледелие с преобладанием трёхполья (наряду с ним ещё в XIX веке в Карпатах и на Полесье сохранялось подсечно-огневое и переложное). Возделывали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречиху, овёс, коноплю, лён; с конца XVII века — кукурузу, табак, со второй половины XVIII века — подсолнечник, картофель; из огородных культур — капусту, огурцы, свёклу, репу, лук и др., арбузы и дыни (в степных районах), с начала XIX века — помидоры и перец. Для украинцев издавна характерно приусадебное садоводство (яблони, груши, вишни, сливы, малина, смородина, крыжовник, в меньшей мере абрикосы, черешня, виноград).

Комплекс традиционных земледельческих орудий состоял из деревянного с железными частями плуга с передком, рала (однозубого и многозубого), мотыги и заступа различных форм, бороны, преимущественно рамочной, и др. В полесских и частично левобережных районах вместо плуга и рала употреблялась соха двух типов: беспередковая (одноконка, чернигово-северский вариант) и на колесах (литовка, или полесская). Комплекс орудий уборки состоял из серпа, косы, грабель и вил. Молотили цепом, на юге — также катком и лошадьми, изредка молотильной доской диканей, на открытых токах в поле, в Полесье — в гумне и клуне; в северных районах хлеб подсушивался в овинах. Зерно перерабатывалось на водяных и лодейных (установленных на лодках или плотах) мельницах, а также на ветряках и так называемых топчаках.

Украинцы разводили крупный рогатый скот преимущественно серой степной и других пород, овец, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Преобладали выгонная, а в Карпатах сезонная горно-отгонная формы выпаса животных. Пчеловодство и рыболовство играли в хозяйстве подсобную роль. Колоритной была фигура чумака — перевозчика грузов на большие расстояния, особенно соли и рыбы на больших возах мажарах, запряжённых волами. Значительное место в хозяйстве занимали разнообразные промыслы и ремёсла — ткачество, поташный, гутный (производство стекла), гончарный, сукновальный, деревообрабатывающий, кожевенный и др.

Традиционные сельские поселения — сёла, слободы, хутора уличной, радиальной, разбросанной и иной планировки. Жилище дореволюционного крестьянства — избы (хаты), глинобитные или срубные, побелённые изнутри и снаружи были двух-трёхкамерными (типа хата — сени — хата или хата — сени — комора), а в бедняцких хозяйствах — однокамерными, с глинобитным полом, четырёхскатной соломенной, а также из камыша или дранки крышей. В Полесье и в ряде районов Восточной Галиции жилище оставалось вплоть до начала XX века курным или полукурным. При наличии в различных историко-этнографических районах локальных особенностей жилища интерьер был довольно однотипным. При входе в хату справа или слева в углу располагалась печь, повёрнутая устьем к длинной стороне дома. По диагонали от неё в другом углу, парадном, украшенном вышитыми рушниками, цветами, висели иконы, стоял стол (у бедняков иногда — сундук-скрыня), на котором лежали хлеб и соль, накрытые скатертью. Вдоль стен от стола располагались лавы для сиденья. К печи вдоль тыльной стороны примыкал настил (пил) для спанья, над ним висела вешалка (жертка). На стене или в углу при входе устраивался «миснык» для посуды. Противоположная от входа стена, а также печь часто разрисовывались цветами, особенно если в семье была девушка. Крестьянский двор включал в зависимости от зажиточности хозяина одну или несколько хозяйственных построек: хлив, повитку, комору, на юге — загончики для скота и т. п. Украинцы жили также в многочисленных городах и местечках. Жилище бедных горожан мало отличалось от сельской хаты. Зажиточные жили в домах, нередко кирпичных или каменных, из нескольких комнат (зала, кухня, опочивальня и пр.), с крыльцом или верандой, снаружи часто окрашенных.

Разнообразен и красочен был народный костюм. Женская одежда состояла из вышитой рубахи (сорочки — туникообразной, поликовой или на кокетке) и несшитой одежды: дерги, запаски, плахты (с XIX века сшитой юбки — спидници); в прохладную погоду носили безрукавки (керсетки, киптари и др.). Девушки заплетали волосы в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами или надевая на голову венок из бумажных цветов, пёстрых лент. Женщины носили различные чепцы (очипки), полотенцеобразные головные уборы (намитки, обрусы), позже — платки. Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим, часто вышитым воротом со шнурком), заправленной в широкие или узкие штаны, безрукавки и пояса. Головным убором служили летом соломенные брыли, в другое время — войлочные или каракулевые, часто так называемые смушкови (из смушек), цилиндроподобные шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, а в Полесье — лычаки (лапти), среди зажиточных — сапоги. В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу — однотипную с русским кафтаном длиннополую одежду из домотканого белого, серого или чёрного сукна. Женская свита была приталенной. В дождливую погоду носили свиту с капюшоном (кобеняк), зимой — длинные тулупы (кожухи) из овчины, у зажиточных крестьян покрытые сукном. Характерны богатая вышивка, аппликация и т. п.

Пища сильно различалась у разных слоёв населения. Основу питания составляли растительная и мучная пища (борщ, галушки, разнообразные юшки), каши (особенно пшённая и гречневая); вареники, пампушки с чесноком, лемишка, лапша, кисель и др. Значительное место в пище занимала рыба, в том числе солёная. Мясная пища крестьянству была доступна лишь по праздникам. Наиболее популярными были свинина и свиное сало. Из муки с добавлением мака и мёда выпекали многочисленные маковники, коржи, кныши, бублики. Распространены были такие напитки, как узвар, варенуха, сиривець, разнообразные наливки и водка, в том числе популярная горилка с перцем. Как обрядовые блюда наиболее распространены были каши — кутя и колыво с мёдом.

В общественной жизни украинского села до конца XIX века сохранялись пережитки патриархальных отношений, значительное место занимала соседская община — громада. Характерны были многие традиционные коллективные формы труда (толока, супряга) и отдыха («парубочи громады» — объединения неженатых парней; вечорныци и досвитки, новогодние колядки и щедровки и др.). Господствующей формой семьи украинцев была малая, с выраженной властью её главы — мужа и отца, хотя вплоть до начала XX века, особенно в Полесье и в Карпатах, сохранялись остатки большой патриархальной семьи. Разнообразной была семейная обрядность, родильная, в особенности свадебная, со свадебными чинами, разделом каравая, сопровождаемая песнями и танцами. Богато и разнообразно народное творчество украинцев: изобразительное (художественная роспись жилища, вышивка с её традиционными видами — занизування, заволикання и настилування и др.), песенно-музыкальное, хореографическое, словесный фольклор, в том числе колоритные специфические думы и исторические песни, слагавшиеся кобзарями и лирниками. Научно-технический прогресс и урбанизация, интенсивная мобильность населения привели к стиранию большинства особенностей отдельных этнографических районов и групп украинцев. Оказался разрушенным традиционный быт села. Пагубные для села последствия насильственной коллективизации усугубились сильным голодом 1932—33, сталинскими репрессиями, в результате которых украинцы потеряли свыше 5 млн. человек.

Тяжёлым испытанием для украинцев явилось нападение в 1941 фашистской Германии. Многие украинские города, сёла и целые районы были разрушены и сожжены, в результате военных потерь численность украинцев сократилась. Тяжёлые социально-бытовые и правовые условия жизни во многих сельских населённых пунктах привели к отливу сельского населения в города, ликвидации многих деревень. В послевоенный период проявились некоторые негативные тенденции демографического развития; приостановился естественный прирост населения. Установка на приоритетное развитие в культуре интернационального в ущерб национальному привела к сокращению сферы употребления украинского языка. В то же время в 1960—80-е годы наблюдался быстрый рост научно-технической и гуманитарной интеллигенции, профессиональной культуры и науки. В 1991 Украина стала независимым государством, начался процесс расширения сферы употребления украинского языка в общественной жизни (принятой в июне 1996 Конституцией он признан государственным), активизировались контакты с украинской диаспорой, часть украинцев из России, Казахстана и других государств бывшего СССР переселились на Украину. Главным образом по политическим причинам проявились противоречия между двумя православными церквями, а также между украинцами западных областей и остальной Украины.


ЧИЛИЙЦЫ, чиленьос (самоназвание), народ, основное население Чили. Общая численность 11,78 млн. человек, из них в Чили 11,4 млн. человек. Живут также в соседних районах Аргентины (200 тыс. человек), других странах Америки, Европе и Австралии. Говорят на местном варианте испанского языка. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие — в основном католики, среди протестантов преобладают пятидесятники.

Начало формирования чилийцев относится к периоду завоевания испанцами нынешних центральных районов Чили (от южных границ Атакамы до реки Био-Био) в середине XVI века. До конкисты здесь жили земледельческие племена индейцев пикунче (северных арауканов) и диагитов (300—500 тыс. человек). Испаноязычные чилийцы сложились на основе смешения индейцев с иммигрантами из Европы — испанцами, а со второй половины XIX века — с выходцами из других стран. В связи с колонизацией свободных земель на юге страны в 1850—60-х гг. в Чили прибывали немцы-иммигранты, затем баски, хорваты, ирландцы, итальянцы и особенно французы. Эмигранты из Европы, продолжавшие прибывать вплоть до начала 60-х гг. XX века, в основном быстро ассимилировались. За колониальный период из Европы в Чили переселилось 50—70 тыс. человек. В 1843 испаноязычное население составляло около 1,5 млн. человек. Ассимиляции индейцев способствовали смешанные браки (ввиду отсутствия достаточного числа женщин среди иммигрантов), экономические и социальные преимущества, которые получали метисы. До конца XIX века основную массу чилийцев составляли инкилино — крестьяне. Особую группу представляли переселенцы, обосновавшиеся на границе Араукании, южнее реки Мауле. Здесь меньшее значение имел индейский компонент, быстрее складывалось национальное самосознание. Население этого района сыграло важную роль в борьбе за независимость от Испании (1810—18), в последующих войнах с арауканами и др.

Современные чилийцы заняты в горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, мясном животноводстве, земледелии (зерновые и субтропические культуры), лесном хозяйстве.

Материальная культура чилийцев южноевропейского типа (см. Испанцы, Португальцы) со значительным влиянием черт местной культуры индейцев. Традиционный тип «настоящего» чилийца — уасо — конный пастух с арауканской границы. Этот образ широко отражён в народном изобразительном искусстве, в музыкальном фольклоре. В народном творчестве сочетаются испанские и индейские традиции: фольклор близок к испанской народной поэзии, в ткачестве, производстве фигурной керамики, росписи и резьбе по дереву сильны индейские черты, танцы сходны с аргентинскими и перуанскими. Процесс культурного сближения арауканов с испаноязычными чилийцами продолжается.




ЯГАНЫ, ямана (самоназвание — «живущие», «люди»), индейский народ в Чили (остров Наварино в архипелаге Огненная Земля). Численность около 70 человек, несколько человек — также в Аргентине (город Ушуая). Близки алакалуф и она, вместе с которыми часто называются огнеземельцами. Язык изолированный, делился на 5 диалектов. Верующие — католики.

Яганы населяли южную часть острова Огненная Земля и прилегающие острова вдоль канала Бигля. Плавали и на более удалённые острова, вплоть до мыса Горн, где древнейшие следы пребывания вероятных предков яганов относятся к концу 5-го тысячелетия до нашей эры. В первой половине XIX века насчитывали около 3 тыс. человек.

Занимались охотой на морских млекопитающих и птиц (восточные группы — также на гуанако), рыболовством, сбором моллюсков и съедобных водорослей. Оружие — копья и гарпуны с костяными наконечниками, пращи, дубины, реже — лук и стрелы с каменными наконечниками. Бульшую часть года вели бродячий образ жизни, передвигаясь вдоль берега на лодках из коры. Экзогамные группы малых семей объединялись эпизодически для совершения обрядов.

Жилище — конические (на востоке) и куполообразные (на западе) шалаши с каркасом из веток, крытые дёрном, травой, водорослями, листьями (при перекочёвках каркас оставался на месте и мог быть использован другими семьями). На местах сборов строили длинный каркасный дом.

Брак патрилокальный; если муж не имел своей лодки, то он жил с семьёй жены. Встречались полигиния, особенно сороральная, левират.

Одежда — накидки из шкур. Женщины и часто мужчины надевали спереди треугольник из кожи, как у она.

Пищу (мясо, рыбу, яйца, моллюсков) готовили на раскалённых камнях или в золе. Воду хранили в вёдрах из коры, подогревали, опуская туда раскалённые камни, черпаками служили витые раковины.

Огонь высекали и постоянно поддерживали в лодках и хижинах. Существовали мужские ритуалы типа клоктен у она, инициации мальчиков; мифы: о происхождении мужских ритуалов, двух братьях — культурных героях и др.

Постоянные контакты с европейцами с середины XIX века. Чистокровные яганы исчезли в 1950—60-х годах. Современные яганы утратили язык и традиционную культуру.



ЧИРИГУАНО, индейский народ группы тупи-гуарани на юге Боливии (департаменты Тариха, Санта-Крус и Чукисака) и в сопредельных районах Аргентины и Парагвая. Численность около 15 тыс. человек. Язык — гуарани, распространён также испанский язык. Верующие — католики.

Делятся на изолированные локальные группы (исосеньо, гуарасукве, гуараю и др.). Оказали длительное сопротивление европейским колонизаторам (с середины XVI до конца XIX вв.). Основное традиционное занятие — ручное подсечно-огневое земледелие (маис, тыква, сладкий картофель, бобы, табак, хлопок). Меньшее значение имели охота, рыболовство и собирательство. Традиционные ремёсла — гончарство (сосуды с геометрическим орнаментом), ткачество, плетение. Современные чиригуано разводят лошадей, овец, крупный рогатый скот, кур. Работают по найму, особенно в Аргентине, главным образом в сельском хозяйстве. Традиционное селение состояло из 3—5 больших прямоугольных жилищ, расположенных вокруг центральной площади. Каждое жилище занимала большая патриархальная семья. Сохранялись отработки за жену, временная матрилокальность брака. Современное жилище — прямоугольная хижина для малой семьи. Женская одежда — длинное туникообразное платье с застёжками на плечах, мужская — кожаные штаны и пончо, ранее ограничивалась шнурком на поясе. Современная мужская одежда европейского типа. Сохраняются мифология и фольклор.




ЯПОНЦЫ, нихондзин (самоназвание), народ, основное население Японии. Живут также в США (Калифорния, Гавайские острова), Канаде, других странах Америки, Европы, Азии и Австралии. Численность 125,6 млн. человек, в том числе в Японии 123,65 млн. человек, США 800 тыс. человек, Бразилии 750 тысяч, Перу 70 тысяч, Канаде 65 тысяч, Аргентине 40 тысяч человек. Говорят на японском языке (генетические связи не выяснены), имеющем диалекты и говоры. Современный литературный язык (хёдзюнго) на основе токийского диалекта, вытеснил около середины XX века старый литературный язык (бунго), вобрав в себя некоторые его элементы. Письменность (первые памятники — VI—VIII века) смешанная: включает иероглифы китайского происхождения и слоговую азбуку (двух видов — катакана и хирогана). Верующие — в основном синтоисты и буддисты; есть христиане и последователи синкретическимх религий, сложившихся на основе синтоизма и буддизма.

Японцы сформировались как группа племён в середине 1-го тысячелетия до нашей эры в результате переселения носителей энеолитической культуры яёи с юга Корейского полуострова на Японские острова, населённые до того айнскими и частично австронезийскими племенами. В процессе смешения пришельцев с автохтонным населением возобладал язык первых, воспринявший, однако, элементы австронезийского субстрата. К IV веку нашей эры сложением первого общеяпонского государства (царство Ямато) завершилась консолидация древнеяпонской народности, которая развивалась, испытывая влияние более древних и развитых цивилизаций Азии (Китай, Корея, Индия). В силу изолированного положения японцы прошли своеобразный, отличный от народов материковой Азии путь развития. После 2-й мировой войны 1939—45 в культуре японцев произошли крупные сдвиги в направлении сближения с высокоразвитым индустриальным Западом.

Сохраняются отдельные этнографические группы. Большим своеобразием диалекта и некоторых особенностей культуры (костюма, обычаев), прочно сохраняющихся в сельских местностях на отдалённых островах, отличаются рюкюсцы, в средние века представлявшие собой народ со своей государственностью. Они распадаются на более мелкие подгруппы соответственно отдельным группам островов архипелага. Этнографическим своеобразием отличается и сельское население некоторых других мелких островов и изолированных горных долин Японии.

Специфическое этнографическое явление представляют собой эта, официально именуемые буракумин (сокращение от токусю буракумин — жители особых посёлков). Эта — потомки так называемх людей подлых профессий: кожевников, мусорщиков, скоморохов и др., которые стояли вне сословий, выделялись в бесправную группу и жили в специальных посёлках, где живут и по сей день. В Японии насчитывается около 600 таких посёлков (преимущественно в Юго-Западной Японии). Общая численность эта достигает 2—3 млн. человек. По расовому типу и диалекту они не отличаются от окружающего населения, официально уравнены в правах с остальными японцами, но их дискриминация сохраняется во всех сферах общественной и экономической жизни. Эта — преимущественно мелкие торговцы-лотошники, мусорщики, подённые неквалифицированные рабочие, огородники. Вынужденная эндогамность превращает эта в особую этнографическую группу кастового характера.

Основа традиционной экономики — пашенное поливное рисосеяние. Выращивают также чай, овощи, цитрусовые, фрукты. Развиты шелководство и рыболовство. Современные японцы заняты в основном в сфере обслуживания и в промышленности. Живут в городах. В быту сохраняется традиционная культура. Преобладает линейная планировка сельских поселений. Для традиционного одно-, двухэтажного каркасно-столбового дома характерны раздвижные стены из рам, оклеенных вощёной бумагой или плотным картоном. Пол приподнят на небольших сваях (до 1 м). Крыша высокая, черепичная или соломенная. Бульшая часть поверхности пола покрыта циновками из рисовой соломы. Японцы, как правило, не пользуются кроватями, а столы, стулья, кресла ставят только в гостиной. В основном дома сидят на полу, на плоских подушечках, обедают за очень низкими столиками, спят на матрасах.

Одежда современных японцев преимущественно европейская. Национальный костюм (халат-кимоно) носят дома и в качестве выходной праздничной одежды. Мужские и женские кимоно различаются по окраске, покрою и длине рукавов. Непременная принадлежность костюма — пояс (оби): у мужчин узкий, у женщин широкий, завязывающийся на спине большим бантом.

С европейской кухней японцы хорошо знакомы, но более распространена национальная пища. Основу её составляет пресный варёный рис, который едят палочками из больших пиал, с приправами, положенными на отдельные тарелочки. Приправы, так же как и супы, приготавливаются из соевых бобов, тушёных, квашеных или маринованных овощей, а также рыбы. Японцы потребляют много рыбы, устриц, осьминогов, кальмаров, нередко в сыром виде.

Синтоистские храмы японцы предпочитают для проведения свадебных церемоний. Похоронные и поминальные церемонии, которым в Японии придаётся большое значение, проводятся в рамках буддийской обрядности. Японцы стойко придерживаются традиционных семейных обрядов, соблюдение которых считается необходимым условием приличий.

В народном искусстве развито производство керамики с однотонной поливой или росписью, изготовление кукол из дерева, бумаги, соломы, глины (в прошлом куклы наделялись магическим смыслом, их значение сохраняется в современной обрядности). Искусство плетения из бамбука корзин, ваз, вееров распространено на острове Кюсю, производство художественных изделий из бумаги — на островах Сикоку и Хонсю. В условиях урбанизации на новой основе возродился интерес к традициям национального зодчества. Лёгкие каркасные конструкции, архитектурные формы, традиционное искусство ландшафтных парков и миниатюрных садов совмещаются с использованием новых материалов и строительных приёмов. Классическая поэзия, живопись, чайная церемония, архитектура и искусство декоративных садов, аранжировки цветов (икебана), разные виды театра (опера ноо, кукольный театр бунраку, дворцовый — бугаку, храмовые — дэнгаку и кагура, городской светский театр — кабуки и ёсэ) — многообразие культурных традиций, несущих отпечаток различных эпох, является органической частью культуры современных японцев.




Обсудить на форуме

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

БЫВШИЕ МУСУЛЬМАНЕ ПРОТИВ ИСЛАМА

В начале июля около 30 мусульман, порвавших с исламом, заявили о создании так называемого Совета бывших мусульман Франции. Основным назначением нового движения является борьба выходцев из исламского общества за право быть атеистами и критиковать ислам. "Мы представляем собой группу атеистов и неверующих, которые неоднократно сталкивались с угрозами в свой адрес, многие из нас были арестованы за богохульство", - заявили учредители совета. Символом своего движения они называют шевалье де ла Барра, молодого французского аристократа, казненного 1 июля 1766 года "за пение насмешливых песен в присутствии церковной процессии". Для французов история де ла Барра является предостережением против любых проявлений религиозной нетерпимости. Настоящим героем члены движения считают палестинского блогера Валида аль-Хусейни, в 2010 году проведшего несколько месяцев в тюрьме по обвинению в кощунственной интернет-деятельности. Среди членов Совета бывших мусульман – выходцы из

Главная проблема молодых учителей — рано созревшие школьницы

В школах всегда не хватало учителей-мужчин, а теперь мы можем потерять последних: молодые педагоги боятся... раскованного поведения своих учениц. Ведь из-за сознательной провокации или искренней симпатии подопечных девочек учитель может быть заподозрен в педофилии, к которой сегодня особенно внимательны как правоохранительные органы, так и бдительные граждане. Вот и бегут мужчины с педагогическим образованием из средней школы — от греха подальше. Географ: «Еле глобус унес...» Высокий симпатичный Леня — бывший молодой преподаватель географии Леонид Филиппович — сделал ноги из средней школы меньше чем через год работы. Сейчас Леониду 26, и работает он совершенно в другой сфере, но при воспоминаниях о школе, пусть и четырехлетней давности, вздрагивает до сих пор. — Из-за проделок учеников учитель может получить не только несмываемое пятно на своей репутации, но и реальные неприятности с законом, — говорит Леонид. — Ладно еще те девочки, которые влюбляются в своего учителя, что для пе

Самый русский танк T-90 (Обзор)

Т-90 «Владимир» — самый современный танк в войсках этой страны. До недавнего времени — исчезающе малочисленный танк всё той же страны. Тем не менее, с девяностых годов, существуя в десятках единиц, порождал тысячи срачей. А разгадка проста — наличие антагониста в США. Людям после сокрушительного пиздеца перестройки нужно было хоть как-то оправдать фейл — ну не получилось в экономике, зато вот оружие у нас не имеет аналогов. И если самолёт сложен с точки зрения анализа — с дивана ведь не видно авионики и характеристики какие-то непонятные, то танк — как на ладони. К концу восьмидесятых на вооружении Советской Армии были четыре семейства ОБТ: Т-64, Т-72А/Б, газотурбинные Т-80Б(В)/У и дизельные Т-80УД. Сие обстоятельство, несомненно, было эпик фэйлом советской оборонки, ибо четыре близких по ТТХ танка были почти не унифицированы между собой, что «очень упрощало» снабжение. Причиной тому была грёбаная конкуренция между танкостроительными кланами, кои появились в СССР после окончания Велик