Перейти до основного вмісту

Фриц Кольбе против Гитлера

Фриц Кольбе с 1939 по 1945 год служил в министерстве иностранных дел Германии в чине «секретаря консульства первого класса». Он был мелкой деталью хорошо налаженного механизма немецкой дипломатии во времена Третьего рейха.

Кольбе служил под руководством Карла Риттера, посла по особым поручениям. Профессиональный дипломат Риттер верой и правдой служил Третьему рейху, хотя не был нацистом. По характеру своих обязанностей он поддерживал связь с Верховным главнокомандованием вермахта и считался одним из самых влиятельных и наиболее информированных сотрудников МИДа.

Прилежный и незаметный Кольбе был ближайшим помощником Риттера. Через его руки проходило множество секретных документов, в том числе о закулисной деятельности немецкой дипломатии, о шпионаже, о новом немецком оружии, о последствиях бомбардировок немецких городов или об «окончательном решении еврейского вопроса» в лагерях уничтожения.

С 1943 года и до апреля 1945-го маленький чиновник Кольбе передал американцам более 2 600 секретных документов. С таким же усердием, с каким он выполнял свои служебные обязанности в здании министерства на Вильгельмштрассе, Кольбе

обыкновенным шпионом и никогда не получал деньги за шпионаж. Он с самого начала понял преступный характер нацистского режима. Уже в 1939 году он считал военное поражение Третьего рейха единственной возможностью спасения Германии и Европы. Фриц Кольбе решил помогать противнику и таким способом бороться против Гитлера.

Кольбе был ровесником века: он родился в 1900 году в Берлине, в бедной семье. Его родственники ещё в 70-х годах XIX века в поисках лучшей доли переехали из деревни в столицу. В конце Первой мировой войны Фрица мобилизовали, но он прослужил всего четыре месяца и не попал на фронт. После войны Кольбе служил на железной дороге и учился в вечерней школе, а с 1922-го по 1924 год изучал политическую экономию. В 1925 году его приняли на службу в Министерство иностранных дел в качестве внештатного сотрудника. Через несколько месяцев Кольбе перевели в Мадрид, где он работал 11 лет в немецком посольстве.

В Испании Кольбе познакомился с эмигрантом из Германии, предпринимателем Эрнстом Кохерталером. Их сблизило отвращение к Гитлеру и к диким порядкам в рейхе. Шапочное знакомство постепенно переросло в дружбу.

В отличие от большинства коллег, Кольбе отказался вступить в национал-социалистическую партию. Он был на редкость трудолюбивым и исполнительным, поэтому всегда находились высокопоставленные начальники, готовые замолвить за него словечко. Но путь на более высокие ступени служебной лестницы был для Кольбе закрыт, потому что он не был членом партии.

С 1938-го по 1939 год Фриц Кольбе был вице-консулом в Капштадте. В начале войны все немцы, чтобы их не интернировали, поспешили покинуть Южную Африку, вступившую в войну на стороне Великобритании. Кольбе вернулся в Германию.

Он оставил в Южной Африке у чужих людей своего семилетнего сына от умершей в 1937 году жены. Кольбе не хотел, чтобы его сын ходил в школу в гитлеровской Германии. В Берлине Кольбе использовал свои связи в министерстве и добился назначения в отдел, которым руководил Карл Риттер.

Риттер вступил в партию в 1938 году и настойчиво советовал подчинённому последовать его примеру. Он высоко ценил деловые качества своего помощника и доверял ему. Кольбе сортировал и обрабатывал телеграммы из посольств Германии, читал письменные отчёты сотрудников, просматривал иностранную прессу и выискивал там нужную информацию – короче говоря, он был в курсе всех дел министерства.

О нападении на Советский Союз, запланированном на июнь 1941 года, Кольбе узнал ещё зимой. В 1940 году Фриц вместе с друзьями и знакомыми раскладывал антифашистские листовки в людных местах Берлина, но новая должность открыла перед ним более широкие возможности борьбы против фашизма.

В конце 1942 года Фриц Кольбе решил передать на Запад важные сведения. Он был не только антифашистом, но антикоммунистом, поэтому искал встречи не со «Штирлицем», а с
Даллесом. Попасть в нейтральную Швейцарию было сложно. Наконец, в августе 1943 Кольбе удалось получить командировку в Берн в качестве специального курьера.

В Швейцарии жил Эрнст Кохерталер. Он участвовал в антифашистской борьбе и устроил старому другу Фрицу встречу с американским дипломатом Алленом Даллесом. Даллес был сотрудником основанного после нападения японцев на Перл-Харбор Управления стратегических служб США и представлял американскую разведку в Европе. В его задачи входил поиск немецких противников Гитлера и использование их для сбора разведданных.

Даллес оказался проницательнее англичан, отказавшихся встретиться с Кольбе. Он сразу понял важность телеграмм и документов, копии и выписки из которых предложил ему немец. Достоверность полученных от Кольбе сведений тщательно проверили. Фриц Кольбе получил в американской разведке псевдоним Джордж Вуд и с апреля 1944 года считался надёжным источником информации.

Кольбе передал союзникам точные данные о местоположении штаб-квартиры фюрера под Растенбургом, о поставках сырья в Германию, о шифрах немецкого МИДа. От него союзники узнали, где находились военные заводы Германии и казарма охранявших Гитлера эсэсовцев. Он выдал американцам материалы о ракетах «Фау-1» и «Фау-2» и о реактивном двигателе «Ме262». Он сообщил о карательных операциях на Балканах и о расстрелах гражданских лиц в отместку за нападения партизан на немецкие войска.

От Кольбе Запад узнал много нового о связях между Германией и её союзниками, о депортации венгерских евреев в Освенцим, а также о военном и политическом положении в Японии. Особенно ценной была информация о численности и вооружении японских войск в оккупированных Японией странах. Благодаря Кольбе удалось обезвредить многих немецких шпионов в Англии и Ирландии. Кроме того, из донесений Кольбе на Западе узнали фамилию оберштурмбаннфюрера Эйхмана, который занимался в Третьем рейхе решением «еврейского вопроса».

Фриц Кольбе считал свою шпионскую деятельность (радар-детектор Cobra в Екатеринбурге) не предательством, а патриотическим поступком. Большинство немцев придерживались другой точки зрения, и после войны Кольбе это почувствовал.

Первые послевоенные годы Кольбе с женой прожили в Нью-Йорке. Даллес не бросил своего немецкого агента на произвол судьбы и помогал ему, но Кольбе в Соединённых Штатах не прижился. В это время за океаном и в Швейцарии появилась статья, из которой посвящённым стало понятно, что во время войны сотрудник немецкого МИДа Фриц Кольбе работал на американцев. Соотечественники заклеймили его как изменника родины. В Министерстве иностранных дел ФРГ, где прочно сидели на своих местах бывшие нацисты, отказались принять на службу шпиона-антифашиста.



Через его руки проходило множество секретных документов, в том числе и об «окончательном решении еврейского вопроса» в лагерях уничтожения
В 1954 году Кольбе поселился в Швейцарии, торговал электропилами американского производства и жил очень скромно. По заданию американской разведки он пытался отыскать следы «золота Третьего рейха».

Фриц Кольбе умер в 1971 году. Его проводили в последний путь десять человек, в том числе два представителя от ЦРУ.


Космополит К°on



Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

БЫВШИЕ МУСУЛЬМАНЕ ПРОТИВ ИСЛАМА

В начале июля около 30 мусульман, порвавших с исламом, заявили о создании так называемого Совета бывших мусульман Франции. Основным назначением нового движения является борьба выходцев из исламского общества за право быть атеистами и критиковать ислам. "Мы представляем собой группу атеистов и неверующих, которые неоднократно сталкивались с угрозами в свой адрес, многие из нас были арестованы за богохульство", - заявили учредители совета. Символом своего движения они называют шевалье де ла Барра, молодого французского аристократа, казненного 1 июля 1766 года "за пение насмешливых песен в присутствии церковной процессии". Для французов история де ла Барра является предостережением против любых проявлений религиозной нетерпимости. Настоящим героем члены движения считают палестинского блогера Валида аль-Хусейни, в 2010 году проведшего несколько месяцев в тюрьме по обвинению в кощунственной интернет-деятельности. Среди членов Совета бывших мусульман – выходцы из

Главная проблема молодых учителей — рано созревшие школьницы

В школах всегда не хватало учителей-мужчин, а теперь мы можем потерять последних: молодые педагоги боятся... раскованного поведения своих учениц. Ведь из-за сознательной провокации или искренней симпатии подопечных девочек учитель может быть заподозрен в педофилии, к которой сегодня особенно внимательны как правоохранительные органы, так и бдительные граждане. Вот и бегут мужчины с педагогическим образованием из средней школы — от греха подальше. Географ: «Еле глобус унес...» Высокий симпатичный Леня — бывший молодой преподаватель географии Леонид Филиппович — сделал ноги из средней школы меньше чем через год работы. Сейчас Леониду 26, и работает он совершенно в другой сфере, но при воспоминаниях о школе, пусть и четырехлетней давности, вздрагивает до сих пор. — Из-за проделок учеников учитель может получить не только несмываемое пятно на своей репутации, но и реальные неприятности с законом, — говорит Леонид. — Ладно еще те девочки, которые влюбляются в своего учителя, что для пе

Самый русский танк T-90 (Обзор)

Т-90 «Владимир» — самый современный танк в войсках этой страны. До недавнего времени — исчезающе малочисленный танк всё той же страны. Тем не менее, с девяностых годов, существуя в десятках единиц, порождал тысячи срачей. А разгадка проста — наличие антагониста в США. Людям после сокрушительного пиздеца перестройки нужно было хоть как-то оправдать фейл — ну не получилось в экономике, зато вот оружие у нас не имеет аналогов. И если самолёт сложен с точки зрения анализа — с дивана ведь не видно авионики и характеристики какие-то непонятные, то танк — как на ладони. К концу восьмидесятых на вооружении Советской Армии были четыре семейства ОБТ: Т-64, Т-72А/Б, газотурбинные Т-80Б(В)/У и дизельные Т-80УД. Сие обстоятельство, несомненно, было эпик фэйлом советской оборонки, ибо четыре близких по ТТХ танка были почти не унифицированы между собой, что «очень упрощало» снабжение. Причиной тому была грёбаная конкуренция между танкостроительными кланами, кои появились в СССР после окончания Велик