Перейти до основного вмісту

Интернет может вызвать «зомби-апокалипсис»

Что происходит с нами во Всемирной паутине? Делает она нас умнее или глупее? Многие считают, что компьютеры завоевывают все больше нашего времени и сказываются на пользователях не лучшим образом. Например, делают их безграмотнее. У этого утверждения есть свой резон.
Грамотность действительно падает, потому что значительная часть людей учит правила русского языка вовсе не по школьным учебникам, а по памяти – когда читает книжки. В подсознании в это время откладываются сведенья о том, как правильно пишутся слова и расставляются знаки препинания. Нужный навык закрепляется сам собой, без занудной зубрежки.
Эта техника работала, пока подавляющее большинство печатной информации было представлено книгами, журналами и газетами, за грамотностью в которых следила целая армия корректоров. А теперь появилось печатное слово в Сети. И если в интернет-изданиях за правописанием следят, то на форумах, в чатах и на блог-площадках этого, конечно, никто не делает, и уровень владения речью там зачастую оставляет желать лучшего.

Здесь кроется ловушка для людей с хорошей зрительной памятью – в их подсознании слова и предложения отпечатываются неправильно, и грамотность, естественно, падает. И это не принимая в расчет привычки некоторых интернетчиков коверкать слова ради забавы.
Однако не только в грамотности дело. Некоторые эксперты полагают, что поисковые технологии вообще лишают пользователей независимого мышления. Особенно это касается студентов. Сегодня все больше юзеров скачивают рефераты и курсовые работы из Сети, не меняя в них ни одного слова. Никаких знаний в голове при этом, естественно, не оседает.
Преподаватели, впрочем, тоже не лыком шиты и прекрасно осведомлены о скачивании работ. Они заранее предупреждают, что халтурщиков ждут проблемы, и стараются придумывать задания, ответов на которые в Интернете нет. При этом педагоги констатируют, что Сеть сделала студентов ленивее.
Пока диагноза «синдром зомби» не существует. Но пациенты, страдающие этой болезнью, ходят среди нас, причем их число постоянно растет...
Судя по некоторым признакам, мир никогда еще не казался более цивилизованным. Действительно, число убийств, изнасилований и даже пьяных драк в барах неуклонно снижается. Однако пришла весна, и в Америке разразилась настоящая эпидемия преступлений, связанных с убийством котят, кровопусканием, поеданием человечины, в частности мозга и внутренностей, на природе, расчленением трупов и пожиранием частей лица живых людей. В результате этого нынешний День памяти погибших в войнах напоминал скорее конец света. Столкнувшись с этим «зомби-апокалипсисом», как тут же окрестили данное явление, федеральное правительство предприняло действия для восстановления общественного порядка, опровергнув слухи о массовой вспышке эпидемии «синдрома зомби» и запретив «ароматические соли для ванн», наркотики, похожие на амфетамин, которые, возможно, и вызвали некоторые из вышеуказанных преступлений. Тем не менее, вопрос остается – что делать со всем этим безумием?

Каждый такой инцидент, конечно, имеет свою печальную историю. Но что если цепь этих ужасных преступлений означает нечто большее, что если за ними стоит некое общее для всех явление? Осенью прошлого года научный сотрудник Оксфордского университета Сьюзан Гринфилд (Susan Greenfield) предупредила о том, что игнорировать изменения в сознании, вызванные повсеместным использованием цифровых технологий, которые, по выражению автора, «выносят мозг» - это все равно, что сомневаться в существовании угрозы глобального потепления. Позднее в своем видео-эссе, размещенном на портале YouTube, писатель Уилл Селф (Will Self) высказал идею о том, что наш мир является «по определению психопатическим», представляет собой сферу, где реальная и виртуальная жизнь существуют на одном экране, и перейти из одной в другую можно простым кликом мыши. Так неужели Интернет является причиной этого безумия? Конечно, нет. Однако для некоторых психически неустойчивых людей он и впрямь может стать угрозой, оказав разрушительное воздействие на их мозг.

Давайте вспомним два недавних инцидента, которые можно считать проявлением «синдрома зомби». В конце прошлого месяца в трех городах Канады обнаружили части человеческого тела, а в сети появился видеоролик, показывающий, как молодой человек поедает своего любовника, предварительно расчленив его. Предполагаемый убийца, Лука Рокко Маньотта (Luka Rocco Magnotta), был, по выражению одного из криминалистов, «шлюхой социальных сетей». Вступая под несколькими именами, он позиционировал себя как экстремала и наслаждался вниманием со стороны пользователей вплоть до того момента, когда на прошлой неделе полиция арестовала его в Интернет-кафе. Непосредственно перед арестом преступник читал свои же собственные новости.

Теперь возьмем судебный процесс по обвинению Андерса Беринга Брейвика (Anders Behring Breivik) в массовом убийстве людей. Прошлым летом, вволю попрактиковавшись в компьютерной игре «Call of Duty», которую он называет «ежедневным серфингом в сети», норвежец застрелил 77 человек. По заключению эксперта, дававшего показания на процессе, в его сознании стерлись границы между реальным и виртуальным мирами. С ним согласен предприниматель Эндрю Кин (Andrew Keen), ставший одним из самых яростных критиков нынешней цифровой культуры. «Пример Брейвика, конечно, представляет собой некую крайность, - написал он недавно на сайте CNN, - однако я боюсь, что в мире, где миллионы ведут такой же образ жизни, появятся и другие молодые люди, похожие на него».

■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□

В июне прошлого года Верховный суд США согласился с выводами одного научного исследования, признав, что компьютерные игры, в основе которых лежит насилие, представляют собой «серьезную проблему», даже несмотря на то, что опасения, связанные с нарушением свободы слова обрекли на неудачу попытку ввести запрет на продажу подобных игр несовершеннолетним в штате Калифорния. В прошлом месяце видный британский законодатель предложил усилить контроль над содержанием некоторых игр, последовав примеру Китая и Южной Кореи. Между тем, на эту проблему нужно смотреть гораздо шире – уже установлено, что жизнь в современном городе с его постоянным шумом и отсутствием возможности уединиться вызывает рост числа душевных заболеваний. Результаты более поздних исследований показывают, что постоянное нахождение в Интернете усиливает стресс, так что психически неустойчивые личности впадают в полное безумие. Авторы еще одного нового исследования включают так называемый «синдром шоу Трумэна» [психическая болезнь, чье название взято из фильма «Шоу Трумэна». Его герой по фамилии Трумэн долгое время живёт обыденной жизнью и вдруг узнает, что в действительности с рождения участвует в грандиозном телешоу, за развитием событий в котором следят сотни камер и миллионы телезрителей] в список болезней, связанных с Интернетом. В настоящее время такого диагноза, как «синдром зомби», пока не существует. Тем не менее, пациенты, страдающие этой болезнью, ходят среди нас, причем их число постоянно растет.

Тони Докопл – автор изданий Newsweek и The Daily Beast.




Космополит К°on

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

БЫВШИЕ МУСУЛЬМАНЕ ПРОТИВ ИСЛАМА

В начале июля около 30 мусульман, порвавших с исламом, заявили о создании так называемого Совета бывших мусульман Франции. Основным назначением нового движения является борьба выходцев из исламского общества за право быть атеистами и критиковать ислам. "Мы представляем собой группу атеистов и неверующих, которые неоднократно сталкивались с угрозами в свой адрес, многие из нас были арестованы за богохульство", - заявили учредители совета. Символом своего движения они называют шевалье де ла Барра, молодого французского аристократа, казненного 1 июля 1766 года "за пение насмешливых песен в присутствии церковной процессии". Для французов история де ла Барра является предостережением против любых проявлений религиозной нетерпимости. Настоящим героем члены движения считают палестинского блогера Валида аль-Хусейни, в 2010 году проведшего несколько месяцев в тюрьме по обвинению в кощунственной интернет-деятельности. Среди членов Совета бывших мусульман – выходцы из

Главная проблема молодых учителей — рано созревшие школьницы

В школах всегда не хватало учителей-мужчин, а теперь мы можем потерять последних: молодые педагоги боятся... раскованного поведения своих учениц. Ведь из-за сознательной провокации или искренней симпатии подопечных девочек учитель может быть заподозрен в педофилии, к которой сегодня особенно внимательны как правоохранительные органы, так и бдительные граждане. Вот и бегут мужчины с педагогическим образованием из средней школы — от греха подальше. Географ: «Еле глобус унес...» Высокий симпатичный Леня — бывший молодой преподаватель географии Леонид Филиппович — сделал ноги из средней школы меньше чем через год работы. Сейчас Леониду 26, и работает он совершенно в другой сфере, но при воспоминаниях о школе, пусть и четырехлетней давности, вздрагивает до сих пор. — Из-за проделок учеников учитель может получить не только несмываемое пятно на своей репутации, но и реальные неприятности с законом, — говорит Леонид. — Ладно еще те девочки, которые влюбляются в своего учителя, что для пе

Самый русский танк T-90 (Обзор)

Т-90 «Владимир» — самый современный танк в войсках этой страны. До недавнего времени — исчезающе малочисленный танк всё той же страны. Тем не менее, с девяностых годов, существуя в десятках единиц, порождал тысячи срачей. А разгадка проста — наличие антагониста в США. Людям после сокрушительного пиздеца перестройки нужно было хоть как-то оправдать фейл — ну не получилось в экономике, зато вот оружие у нас не имеет аналогов. И если самолёт сложен с точки зрения анализа — с дивана ведь не видно авионики и характеристики какие-то непонятные, то танк — как на ладони. К концу восьмидесятых на вооружении Советской Армии были четыре семейства ОБТ: Т-64, Т-72А/Б, газотурбинные Т-80Б(В)/У и дизельные Т-80УД. Сие обстоятельство, несомненно, было эпик фэйлом советской оборонки, ибо четыре близких по ТТХ танка были почти не унифицированы между собой, что «очень упрощало» снабжение. Причиной тому была грёбаная конкуренция между танкостроительными кланами, кои появились в СССР после окончания Велик