Перейти до основного вмісту

История - Коко Шанель

Она провела ревизию мужского гардероба с целью креативных заимствований в женский. Она сделала модной короткую женскую стрижку и придумала «шляпку-колокольчик». Она выпустила первые в мире искусственные духи…
Её знаменитое маленькое чёрное платье позволило женщинам ощутить себя такими же живыми, подвижными и свободными, как мужчины. Тугие корсеты, пышные юбки, рюшечки и навороченные причёски — всё это сильно сковывало женщину, и Коко всё это просто отменила. И создала совсем другую моду, совершенно новый стиль...
Этот стиль был ответом на запрос времени и моментально стал символом элегантности. Сумочка на тонком ремешке, женская матроска, женские брюки и клетчатые юбки... Простые формы, чёткие линии, которые подчёркивают достоинства и скрадывают недостатки фигуры… Многое из того, что сегодня стало для женщин повседневностью, было придумано и создано Коко Шанель.
Её жизнь была последовательным и часто вполне осознанным растворением в фантазиях. Настойчивым отрицанием реалий собственной (и не только собственной) жизни ради перехода в мир, который казался ей идеальным и совершенным. Она шла путём самоотрицания, и этот путь неизменно приводил её к самоутверждению. Это была дорога к вечности — через смерть.
Слово Сальвадору Дали: «Коко Шанель говорила мне: «Человек-легенда обречён растворить себя в мифе — и тем самым укрепить миф». Сама она так и поступила. Выдумала себе всё — семью, биографию, дату рождения и даже имя».
Ещё ребёнком Габриель Шанель стала проявлять независимость, своенравность и некоторые странности. К примеру, очень любила проводить время на кладбище. Там она искала друзей: выбрала две могилы и стала ухаживать за ними и общаться с похороненными в них людьми. А потом похоронила на этом кладбище своих старых кукол и закопала подарки отца — самое дорогое, что у неё было. Так 6—7-летняя Габриель создавала свой собственный мир, своё царство, свою реальность, в которой она была королевой. Это детское заигрывание со смертью, с небытием как с онтологической категорией, не отрицающей бытие, а формирующей его, не раз ещё аукнется в её жизни.
Она с детства выдумывала себе другую биографию. Например, утверждала, что родилась в 1893-м в Оверни, хотя сохранились документальные свидетельства, что произошло это на 10 лет раньше в городке Сомюре…
Семья была бедная — отец, жизнелюбивый гуляка-коммивояжёр, всё пропивал, мать, чахоточная домохозяйки, всё ему прощала и в возрасте 33 лет умерла. В 1895 году Габриель и двух её сестёр отправили в сиротский приют (отцу было не до них). В приюте Габриель продолжала создавать свой мир. Она всё надеялась, что отец её заберёт, и говорила об этом с другими девочками. А когда те пытались иронизировать, намекая на то, что он даже никогда её не навещает, Габриель объясняла, что у него просто нет времени. И рассказывала историю о том, что её отец владеет огромными виноградниками и живёт в Нью-Йорке, куда экспортирует вино. Понятное дело, он слишком занят, чтобы приехать в эту жалкую деревушку…
Результат этих фантазий таков: мы очень мало знаем о ранних годах Коко Шанель. Не так давно вышел художественный фильм об этом периоде её жизни называется «Коко до Шанель» (Coco avant Chanel). В роли Коко — Одри Тоту, хорошо знакомая публике по главной роли в фильме «Амели». Сюжет вертится вокруг событий юности Габриель Шанель. Вот что говорит Одри Тоту: «Нам сложно узнать что-либо достоверное о её молодости. Она была большой обманщицей и не хотела, чтобы люди знали что-либо о её ранних годах».
Выйдя из приюта и монастырского института Богоматери (где она воспитывалась после приюта и откуда, возможно, происходит её стремление к строгости и простоте в одежде), она стала работать в швейном магазине в городе Мулен, а свободное время проводила в заведении под названием «Ротонда». Мулен был гарнизонным городом. Там жили офицеры. Многие из них были знатными и богатыми. Кафешантан (то есть кафе с эстрадой) «Ротонда» было излюбленным местом их сходок. Габриель стала любимицей офицеров — их привлекала её харизма и необыкновенная внешность: заплетённая вокруг головы тугая чёрная коса и странно горящие глаза. Она была непохожа на других, она создавала свой собственный мир, и в этом была её сила.
Как-то раз в «Ротонде» Габриель выпила шампанского и вдруг решила, что её будущее — стать знаменитой певицей. Она и до того любила петь — в институтском хоре, но на эстраде никогда не выступала. Офицерам идея понравилась, и они договорились с директором «Ротонды» о концертах. Фантазия ворвалась в жизнь, и Габриель, краснея и запинаясь, действительно стала выступать. Многим это понравилось. Особенным успехом у офицеров пользовались песни Ko Ko Ri Ko и Qui qua vu Coco. Её часто вызывали на бис, скандируя: «Ко-ко! Ко-ко!» Так это имя за ней и закрепилось (хотя позднее она признавалась, что ей оно не очень-то нравится).
Среди офицеров — поклонников Коко был человек по имени Этьен Бальзан. Он стал её первым богатым покровителем. А вторым стал его друг, английский промышленник Артур Капель по прозвищу Бой. Это была абсолютная любовь. Любовь до гроба, как выяснилось (он погибнет в автокатастрофе в 1919 году и оставит ей, уже, правда, в этом совсем не нуждавшейся, 40 тыс. франков).
Бой помог Коко открыть первый магазин в Париже, на рю Камбон (уже очень скоро название этой улицы прочно стало ассоциироваться с именем Chanel). Через пару лет Коко вернёт Бою все деньги, которые он вложил в её бизнес. Несколько раздосадованный этим жестом, он скажет ей: «Я считал, что дал тебе игрушку, а оказалось, что подарил тебе свободу…»
Как ей удалось достичь успеха столь быстро? А у неё просто не было другого выхода. Решительно восставать против всего, что бытовало в моде той эпохи, её заставляло не что иное, как собственное тело. Худощавое и никак не вписывавшееся в общепринятые каноны того времени. К этому телу просто физически не подходило что-либо дорогое и пышное, и она поэтому презирала шикарные ткани и тянулась к дешёвому трикотажу. И это были очередные «игры со смертью». Ведь появиться на каком-нибудь светском рауте в трикотаже было равносильно тому, чтобы прийти туда и вовсе без одежды.
Те же игры с небытием мерцали и в практике переноса в мир высокой моды элементов обихода конюхов — вязаное полотно, пуловеры, брюки галифе. И всё это во имя новой женственности… Главное её кредо — одежда должна быть незаметной: «Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, — значит, она была одета идеально».
В 1919 году Коко Шанель была уже знаменита на весь мир. От клиентов не было отбоя, все хотели носить её фланелевые блейзеры, юбки свободного покроя, длинные свитера из джерси, матроски и костюм «юбка — жакет». В журнале Harper’s Bazaar писали: «Женщина, у которой в гардеробе нет хотя бы одной вещи от Шанель, безнадёжно отстала от моды». Сама Коко коротко стриглась, носила маленькие шляпки и тёмные очки.
После смерти Боя она затворилась на своей вилле «Миланез», приказала убрать в чёрное стены и потолки спальни. Чёрными стали занавески, простыни, покрывала… «Эта смерть стала для меня тягчайшим ударом. Со смертью Капеля я потеряла всё», — признавалась она. А в другом интервью того времени говорила: «Женщина не может быть счастлива, если она нелюбима. Ведь ей нужно только это. Женщина, которую не любят, — это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, — погибшая женщина. Она может спокойно умирать, это уже не важно».



Из депрессии ей помогли выйти русские. Она познакомилась с Дягилевым и Стравинским, стала оказывать им финансовую поддержку (например, выдала Дягилеву 300 тыс. франков на постановку «Весны священной», а через 10 лет проводила бессонные ночи у его постели, когда он умирал в Венеции, и потом выдала деньги на его похороны).
Вскоре общение с русской диаспорой вывело Коко на великого князя Дмитрия, внука Александра II и кузена Николая II. Человека, дважды чудом избежавшего смерти (первый раз, когда бежал из России в 1917-м, опасаясь возмездия императрицы за участие в убийстве Распутина; второй раз — потому что был не в России во время Великой Октябрьской революции). Коко Шанель влюбилась и взяла молодого князя на содержание…Это Дмитрий познакомил её с парфюмером Эрнестом Бо, отец которого в своё время работал на императорскую фамилию. Бо носился с идеей создания первого искусственного аромата, и эта идея очень понравилась Коко, которая считала, что все эти натуральные цветочные запахи — сплошное притворство и подделка. Духи для женщины должны пахнуть как женщина, сказала она, и решилась на очередной эксперимент: ни один модный дом тогда ещё не имел своего собственного аромата… На фотографиях тех лет Коко Шанель выглядит как певица Земфира: самодостаточная и самоуверенная, немного грубоватая и, разумеется, стильная.
Когда ей было пятьдесят, у неё появился очередной любовник, чуть было не ставший её мужем. Испанский художник Поль Ириб. В 1935 году Поль Ириб неудачно упал на теннисном корте и немедленно умер.
Коко продолжала свои игры со смертью… И во время войны начался новый раунд. Она оставляет мир моды и закрывает свои магазины.
Франция оккупирована фашистами. А у Коко Шанель — роман с немецким дипломатом. Дипломат знакомит её с одним из лидеров Третьего рейха Вальтером Шелленбергом. Шанель начинает работать на фашистов (говорят, тут сыграла свою роль любовная связь и с самим Шелленбергом). Фашисты пытаются использовать её как посредницу в переговорах о мире с Черчиллем, с которым она дружила. После освобождения Франции ей приходится покинуть страну, чтобы не поплатиться за свои связи с немцами.
В 1954 году в возрасте 70 лет Коко Шанель вернётся. Показ её новой коллекции будет принят с явным неодобрением: по мнению критиков, она не показала ничего нового… Всё те же строгие простые костюмы. Но это был не самоповтор, это была вечность. Вечная элегантность. И чтобы понять это, французам не потребовалось слишком много времени. Коко стала национальным достоянием Франции. А потом и всего мира. Когда журнал Time записал её в 100 самых влиятельных людей ХХ века, Коко Шанель оказалась единственным представителем мира моды в этом списке.
Габриель Коко Шанель умерла 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в отеле Ritz в Париже, который стоит как раз напротив её первого — а к тому времени уже культового и известного всему миру — бутика. На рю Камбон. «Вот так нас и оставляют подыхать» — были её последние слова...

Посмотреть фильм Коко до Шанель можно тут

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

БЫВШИЕ МУСУЛЬМАНЕ ПРОТИВ ИСЛАМА

В начале июля около 30 мусульман, порвавших с исламом, заявили о создании так называемого Совета бывших мусульман Франции. Основным назначением нового движения является борьба выходцев из исламского общества за право быть атеистами и критиковать ислам. "Мы представляем собой группу атеистов и неверующих, которые неоднократно сталкивались с угрозами в свой адрес, многие из нас были арестованы за богохульство", - заявили учредители совета. Символом своего движения они называют шевалье де ла Барра, молодого французского аристократа, казненного 1 июля 1766 года "за пение насмешливых песен в присутствии церковной процессии". Для французов история де ла Барра является предостережением против любых проявлений религиозной нетерпимости. Настоящим героем члены движения считают палестинского блогера Валида аль-Хусейни, в 2010 году проведшего несколько месяцев в тюрьме по обвинению в кощунственной интернет-деятельности. Среди членов Совета бывших мусульман – выходцы из

Главная проблема молодых учителей — рано созревшие школьницы

В школах всегда не хватало учителей-мужчин, а теперь мы можем потерять последних: молодые педагоги боятся... раскованного поведения своих учениц. Ведь из-за сознательной провокации или искренней симпатии подопечных девочек учитель может быть заподозрен в педофилии, к которой сегодня особенно внимательны как правоохранительные органы, так и бдительные граждане. Вот и бегут мужчины с педагогическим образованием из средней школы — от греха подальше. Географ: «Еле глобус унес...» Высокий симпатичный Леня — бывший молодой преподаватель географии Леонид Филиппович — сделал ноги из средней школы меньше чем через год работы. Сейчас Леониду 26, и работает он совершенно в другой сфере, но при воспоминаниях о школе, пусть и четырехлетней давности, вздрагивает до сих пор. — Из-за проделок учеников учитель может получить не только несмываемое пятно на своей репутации, но и реальные неприятности с законом, — говорит Леонид. — Ладно еще те девочки, которые влюбляются в своего учителя, что для пе

Самый русский танк T-90 (Обзор)

Т-90 «Владимир» — самый современный танк в войсках этой страны. До недавнего времени — исчезающе малочисленный танк всё той же страны. Тем не менее, с девяностых годов, существуя в десятках единиц, порождал тысячи срачей. А разгадка проста — наличие антагониста в США. Людям после сокрушительного пиздеца перестройки нужно было хоть как-то оправдать фейл — ну не получилось в экономике, зато вот оружие у нас не имеет аналогов. И если самолёт сложен с точки зрения анализа — с дивана ведь не видно авионики и характеристики какие-то непонятные, то танк — как на ладони. К концу восьмидесятых на вооружении Советской Армии были четыре семейства ОБТ: Т-64, Т-72А/Б, газотурбинные Т-80Б(В)/У и дизельные Т-80УД. Сие обстоятельство, несомненно, было эпик фэйлом советской оборонки, ибо четыре близких по ТТХ танка были почти не унифицированы между собой, что «очень упрощало» снабжение. Причиной тому была грёбаная конкуренция между танкостроительными кланами, кои появились в СССР после окончания Велик