Перейти до основного вмісту

НЛО не раз сбивали и в России, и в Америке



Первые сообщения о «летающих тарелках», появились в конце 1940-х годов в США. Тогда мало кто сомневался, что они - это новые секретные самолеты. Или американские, или советские. Но потом откуда-то вошла в моду инопланетная версия. И вот уже 60 лет пришельцы нагло летают в нашем небе. Почему нас игнорируют?

- Вот и я думаю: может быть, «летающие тарелки» - это не пришельцы из космоса, а земные конструкции? Построенные по секретной технологии?

- Ну в самом деле: почему нам так милы традиционные винты-турбины-ракеты? Неужели пытливый ум человека не мог изобрести что-то особенное, позволяющее дисковидным аппаратам беззвучно парить, сверкая загадочными огнями? И оказалось: стоит только сделать такое предположение, как мозаика фактов укладывается в новый рисунок. И перед нами предстает другая картина - НЛО делают на Земле.

- Но помимо комиксов, есть и документальные фильмы. Например, «НЛО. Подводные пришельцы». Там дают интервью видные представители российского ВМФ. Они рассказывают о летающих объектах, увиденных с борта военных кораблей. Неужели врут?

- Нет, их просто невнимательно слушают. Между строк они пытаются сказать: «На «летающих тарелках» летают сотрудники земных секретных служб». Но вслух они об этом не скажут.

За 20 лет расследования я получал информацию из разных источников, в том числе военных. И с ответственностью могу заявить: вот уже более шестидесяти лет успешно развивается вполне земная, совершенно нефантастическая технология, благодаря которой и летают НЛО - беззвучные аппараты разных форм и размеров.

Кроме того, мне помогали в моих изысканиях письма одного военного инженера, участвовавшего в создании «тарелок», информация депутата Думы и подполковника ВДВ, находящихся в курсе госсекретов, а также исследования специалистов Московского авиационного института и Института машиноведения. Оказались полезными и документы из рассекреченных архивов FBI, которые проанализировал в своей книге «НЛО и ФБР» оптический физик, работающий в ВМС США, Брюс Маккаби.

Кстати, зародилась эта «тарелочная» технология в лоне военно-морских сил США в конце 40-х годов, когда американцы тратили большие деньги на создание летательных аппаратов, пригодных для морского базирования.

- Выходит, на «тарелках» летают не пришельцы из иных миров, а шпионы?

- Конечно, поэтому-то НЛО чаще всего наблюдаются вблизи военных баз и секретных объектов.


Пращуры летающих тарелок. Самолет-зонтик 1911 года...
Пращуры летающих тарелок. Самолет-зонтик 1911 года...


Все началось с «самолетозонтика»

- Как же создавали НЛО?

- Часто по ТВ показывают кадры кинохроники из истории авиации, где среди допотопных планеров и «этажерок» фигурирует странное устройство - нечто вроде огромного зонта с мотором. (Можно посмотреть здесь http://poluyan. livejournal. com/).

- Видела эти кадры. Смешно. Но какое они имеют отношение к «летающим тарелкам»?

- А такое, что первый патент на «летающую тарелку» в США появился в 1909 году. Это был огромный плоский диск, переходящий по центру в полый конус с раструбом, повернутым вниз. Этот «аэроплан» запатентовал изобретатель Уильям Ромм.

Аппарат вроде построить не удалось. Но схема дисковидного крыла позднее позволила Ромму изобрести другую «летающую машину», запатентованную в 1912 году. Тот же «зонтик». Он уже был реально создан. Работы финансировал зять Джона Рокфеллера Харольд Маккормик.

Тогда же в фирме «Маккормик-Ромм» появился молодой инженер Ченс Мильтон Воут, который в будущем прославится как выдающийся авиаконструктор.

Странная дискокрылая машина нормально взлетала, но не отличалась летными качествами (см. здесь). Тем не менее именно самолет-зонтик (он так и назывался - umbrella plane) мы можем считать предтечей «летающих тарелок».

- Самолет-зонтик выглядит забавно, но трудно предположить, что американец тратил деньги на постройку этой машины просто для забавы. Значит, точно - прототип?

- Без сомнений. Принцип полета, основанный на создании уплотнения под вибрирующей плоскостью, ничем не хуже того, что применяется в традиционных самолетах. Просто в те годы еще не было технологий, позволяющих задействовать вибрацию на полную мощь.

Зонтик закрыли куполом

- Что же в итоге придумали?

- Возникла гениально простая идея: закрыть колеблющийся зонтик сверху неким неподвижным куполом так, чтобы зонтик двигался во внутреннем пространстве и передавал импульс движения только по направлению вниз.

И второе предложение: сделать удары по воздуху более короткими, но более частыми, амплитуду колебаний свести к минимуму. Вот тогда наш аппарат и превратится в тарелкообразную капсулу! Внутри нее находятся пилот и двигатель, а вместо нелепого зонтика с прорезями у тарелки снизу появляется прочная мембрана.

Все эти идеи соединились воедино в рамках проекта, родившегося в КБ самолетостроительной фирмы «Чейнс Воут», которая к концу 1930-х годов работала в связке с военно-морским ведомством США. Тогда ставки делались на авианосцы и, конечно, хотелось иметь летательный аппарат, способный взлетать вертикально и иметь приемлемые летные качества.

К тому времени сам Чейнс Мильтон Воут уже умер, а фамилий инженеров, непосредственно работавших над проектом, мы пока не знаем. Все засекречено, а патентная база США, находящаяся в открытом доступе, очищена от всех следов. В конце концов инженерам удалось решить поставленную задачу. Правда, от мотора и механической передачи им пришлось перейти к электромагнитному приводу - такому же, как в тарелочках-динамиках телефонной трубки, где магнитное поле приводит в движение мембрану, издающую звук.

Итак, в конце 1940-х годов появились первые летающие тарелки. Им предшествовала винтокрылая тарелка фирмы «Чейнс Воут» - так называемый «Скиммер». В истории авиации считается, что это неудачный проект, но то, что аппарат появился  в конце 1940-х  - чуть раньше сообщений о «тарелках», - наводит на мысль, что «Скиммеры» были переходной формой

...и огромный плоский диск с двумя винтами. Все работы финансировал зять миллиардера Джона Рокфеллера.
...и огромный плоский диск с двумя винтами. Все работы финансировал зять миллиардера Джона Рокфеллера.



Что видел летчик Арнольд?

- Павел Вадимович, а теперь попробуем развенчать некоторые распространенные мифы. Одно из первых официальных сообщений о нашествии инопланетян принадлежит гражданскому летчику Кеннету Арнольду в 1947 году.

- Не тарелки он видел! Это были своеобразные треугольные бесхвостки, как бы переходные формы от традиционных самолетов к «тарелкам». (А сейчас, судя по сообщениям, вновь есть модели с треугольной формой.) Можно сравнить «Скиммер» и бесхвостку на рисунке Арнольда. Сходство очевидно.

А первые натуральные «тарелки» были похожи на гигантские телефонные динамики.

Мне удалось найти инженера, который участвовал в строительстве «тарелок». «Пока тарелка не станет отбрасывать от себя чего-нибудь существенного, как это делает ракета, подъемной силы не будет, - объяснял он мне. - Этим «чем-нибудь» является кольцевой вихрь, благо он не оставляет после себя разрежения - назад тарелку не подсасывает. На вихре нужно удерживать тарелку  пару микросекунд,  за это время образуется новый вихрь. При отбрасывании воздуха возникает реактивная сила, тарелка приподнимается».

Именно в кольцевых вихрях и состоит секрет полета. Они образуют под тарелкой некий вихревой столб - «воздушную подушку», на которой держится аппарат.

У первых тарелок толкающая мембрана часто не выдерживала вибрации, что приводило к катастрофам. Осколки такой тарелки, обрывки мембраны - «упругой фольги» - были найдены на фермерском поле капитаном ВВС США Джесси Марселлом. Ведь именно с его сообщения и начался шум вокруг инцидента в Розуэлле в июле 1947 года. И по всему миру пошла молва, что разбилась «летающая тарелка» инопланетян.

Тарелки с импульсными электромагнитами были тяжелы и не могли летать на далекие расстояния. Как сообщил мой информатор: «Американцам приходилось доставлять их к берегам СССР на подводных лодках».

Со временем эстафета перешла к следующему поколению аппаратов, где не требовалось трясти электромагнитным полем толкающую мембрану.  Аппараты этого поколения уже не тарелки, а шары, эллипсоиды и другие объемные фигуры, окруженные во время полета ореолом ионизированного газа. Кстати, недавно был получен патент на пьезоэлектрический «вибролет». Автор - сибирский инженер, геофизик, ныне живущий в Риге.

Если вы посмотрите на имеющиеся в уфологических архивах фотографии НЛО, то без труда различите все варианты. Но есть там и примечательные аппараты со светящимися зонами на поверхности корпуса. Это самая удачная модификация. Таким образом, создателями «летающих тарелок» являются именно американцы, затем - по остаткам сбитых в СССР тарелок - технологию сумели разгадать и советские военные инженеры.

У Гитлера «тарелок» не было

- Еще один  миф: у Третьего рейха были свои «НЛО»?

- Нет, это легенда, возникшая из-за испытания винтовых тарелок - подобных конструкции Ромма.

- В СССР, как рассказывают, интерес к «тарелкам» проявлял Сталин?

- Да, он, узнав о полетах НЛО, дал поручение «разобраться». И разбирались в проблеме, конечно, без привлечения инопланетных гипотез. Уже в те годы многим было ясно, что за мифологией «летающих тарелок» скрываются нетривиальные технологические секреты.

На рубеже 1960 - 1970-х годов в СССР появились свои НЛО. Но у конкурентов появилось тогда уже третье поколение тарелок - темные объекты, у которых светятся лишь небольшие зоны - активаторы вихрей. Свет внизу - для полета, сбоку - когда надо двигаться в сторону (загораются «иллюминаторы»). Корпус монолитен и не вибрирует.


Фото «тарелок» от 23 марта 1974 года, Albiosc, Франция. Рядом - схемы, объясняющие принцип полета. Дискообразные аппараты взлетали за счет кольцевых вихрей и/или за счет вращательного гироскопического эффекта.
Фото «тарелок» от 23 марта 1974 года, Albiosc, Франция. Рядом - схемы, объясняющие принцип полета. Дискообразные аппараты взлетали за счет кольцевых вихрей и/или за счет вращательного гироскопического эффекта.


Шила не утаишь

- Если допустить, что «тарелки» сделаны земными инженерами, то почему эту перспективную технологию столь долго держат в тайне? Ведь здесь настоящий прорыв в технике!

- Революционный прорыв в области технологий - это коренное изменение цивилизации, грозящее затронуть множество интересов. На таких аппаратах легко проникать через границы государств - мечта террористов и наркодельцов. Эти машины способны потеснить бензиновый транспорт - неприятность для автопромышленников. Поэтому секрет «тарелок» так долго остается в тайне.

Рассекречивать эту технику американские спецслужбы не стремятся. Истории наблюдений НЛО в Иране и Китае, где сейчас часто совершают свои полеты бесшумные аппараты с огоньками и лучиками, показывают, что их разведывательное использование также успешно продолжается.

Но в том, что секрет этой технологии станет общеизвестным совсем скоро, сомневаться не приходится. Во многих странах рассекречивают архивы НЛО. Недавно известный разоблачитель «Тайной дипломатии» Джулиан Ассанж пообещал обнародовать секретные файлы с информацией о «тарелках». За 60 лет в рамках этого проекта сделано много открытий, это, несомненно, поможет человечеству совершить реальный инновационный скачок. Скоро мир станет совершенно непохожим на тот, к которому мы привыкли.

В ближайших номерах мы расскажем об авторах современных «тарелок» и их новых проектах.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Павел Полуян - красноярский физик, исследователь аномальных явлений, ведущий инженер ОАО «Енисейгеофизика», автор книги «Охота за НЛО. Вихри во времени».

А В ЭТО ВРЕМЯ

Пентагон испытает космическое супероружие


В начале декабря 2010 года стало известно, что конструкторы Пентагона готовят к испытаниям секретный летательный аппарат, способный в 20 раз превышать скорость звука, - стратосферный бомбардировщик Falcon HTV-2. Он представляет собой сверхбыстрый самолет, предназначенный для полетов в верхних слоях атмосферы Земли. Благодаря тому, что воздух на этих высотах разрежен, аппарат может развивать скорость порядка 20 тысяч километров в час и использоваться для срочной доставки военных грузов - ракет и бомб - к позициям противника. На разработку этого устройства американское военно-техническое агентство DARPA получило 308 миллионов долларов. С виду эта махина очень похожа на корабль пришельцев.

Фото сделано во Флориде, возле базы ВВС в 1996 году. Рядом с «тарелкой» - вертолет с испытателями.


Фото сделано во Флориде, возле базы ВВС в 1996 году. Рядом с «тарелкой» - вертолет с испытателями.

«НЛО» уже 60 лет делают в ПентагонеИспытания полетов держат в строжайшем секрете, желая одержать первенство в этой фантастической авиационной гонке. А утечку информации прикрывают байками про визиты гостей с других планет.


В прошлом номере еженедельника Павел Полуян - красноярский физик, исследователь аномальных явлений, ведущий инженер ОАО «Енисейгеофизика», автор книги «Охота за НЛО. Вихри во времени» рассказал нам об итогах своего 20-летнего расследования. Как выяснилось, с 1940-х годов и до сих пор американские военные успешно развивают секретные технологии, благодаря которым летают «НЛО». Сегодня Павел Вадимович передал нашей редакции часть многолетней переписки со своим коллегой - исследователем из Крыма Антоном АНФАЛОВЫМ. Вдвоем они узнали много интересного и шокирующего.

Сказки Розуэлла

- Антон Александрович, как давно вы поняли, что большинство НЛО, которые видят многие очевидцы, - это секретная техника?

- Когда-то я был рьяным уфологом, десятки лет изучал феномен НЛО, встречался с сотнями очевидцев и контактеров, свято верил, что к нам прилетают пришельцы с других планет. И только недавно окончательно убедился: большинство россказней о близких встречах с «инопланетянами» - липа и басни чистейшей воды. Изучая детали рассказов свидетелей, фотографий и видео, я все больше стал замечать: слишком похожи некоторые «летающие тарелки» на земные изделия. Слишком подозрительны были маневры и полеты некоторых так называемых «НЛО», очень похожие на типично испытательные. Особенно те аппараты, которые наблюдаются вблизи военных полигонов, в районах военных баз и опытно-экспериментальных заводов. Это прежде всего в США, Великобритании, а также в бывшем СССР и ныне в России. Но, возможно, в заговоре молчания вокруг земных «НЛО» участвуют и другие страны, как минимум с 1950 - 1960-х годов, а может, и раньше.

- Но были же два проекта по созданию «тарелок», о которых столько шумели, и никакой секретности не было - в середине 1950-х американо-канадский AVROCAR и в середине 1990-х российский аппарат ЭКИП («Экология и прогресс»)?

- Да, ЭКИП собирали на вконец развалившемся Саратовском авиазаводе. Но оба эти проекта служили лишь удобным прикрытием, «дымовой завесой», ставившей своей целью отвлечь внимание от реальных разработок «НЛО». И были довольно быстро закрыты. Официально считались провалившимися «в связи с невозможностью аппаратов оторваться от земли выше 1,5 метра». Но за много десятков лет только в Америке сменилось уже не одно поколение этих летательных аппаратов!

- Но почему разработки 1960-х годов, например, в тех же США, до сих пор не рассекречены, хотя на дворе уже XXI век?

- В полной тайне держат свои образцы не только американцы, но и россияне, и англичане. Очевидно, придерживают как туза в рукаве. Кроме того, очень удобна для прикрытия муссируемая уфологами и Голливудом легенда про инопланетных пришельцев: мифы вроде розуэлльских сказок.

- Насколько верна легенда о знаменитой Зоне-51 (Грум лэйк, или «Озеро конюха») в штате Невада, где якобы прячут части разбитых инопланетных «тарелок»?

- Там есть «тарелки», только земные, американские. С 1960 года там начались испытания «НЛО» в рамках проекта «Красный свет» (Redlight - «Ред лайт»). Позже был еще сверхсекретный проект по этой части - Bluebolt, были и есть и другие, так называемые «черные проекты» (Black projects), сам факт существования которых является строжайше охраняемой гостайной и на которые идут безумно огромные деньги в обход официального бюджета Америки. Рассекречено очень немногое: например, проект 1960-х годов «Серебряный жук» (Silverbug) по созданию дисколета, но это лишь устаревший фрагмент общей картины.

- Разве в Розуэлле в 1947 году не вскрывали тела погибших пришельцев?

- Никаких инопланетных «тарелок» в Розуэлле (где три музея делают миллионы долларов на вопиющей брехне) и никаких трупов сереньких (или зеленых) человечков нет. Басни про инопланетных пришельцев - выдумки, на которых предприимчивые люди зарабатывают немалые деньги. А спецслужбы США запугивают при этом даже военных и спецслужбы других стран: мол, мы захватили инопланетные «тарелки» и вовсю раскручиваем инопланетные технологии - трепещите!

Кстати, завод «Локхида» в Калифорнии, где в рамках «черных проектов» делают «тарелки», называется фабрика Скунса (Skunkworks) и расположен в городке Палмдэйл (Palmdale). В Британии же, например, типичную земную «тарелку» с крутящимся ободом видели (по данным моего знакомого английского уфолога Ника Рэдферна) в ангаре знаменитой базы Фарнборо еще аж в 1977 году. На той самой базе Фарнборо, где регулярно проводятся авиасалоны!

Антон Александрович АНФАЛОВ
Антон Александрович АНФАЛОВ


Авария на полигоне Капустин Яр

- Что вы узнали в результате расследований о катастрофах «тарелок» при испытаниях?

- Результаты однозначны: существуют и «тарелки», и другие необычные земные экспериментальные летательные аппараты других форм - треугольники, цилиндры. И падали они не раз, особенно в Америке. Все-таки это земная технология, не до конца пока совершенная.

В 1967 году потерпел аварию диск при испытаниях на базе МакДилл во Флориде. Летом 1971 года случилась аварийная посадка экспериментального аппарата в Калифорния-Сити вблизи базы Эдвардс. В 1974-м - аварийная посадка близ Уичито-Фолс, Техас. 26 мая 1977 года - аварийная посадка диска, испытывавшегося с базы Лэнгли, вблизи Панго, штат Виргиния. 27 июня 1979 года - авария диска при испытательном полете над юго-востоком Орегона. И таких фактов много.

- А сбить их хоть кто-то пытался?

- Не исключаю того, что некоторые американские «тарелки», запускавшиеся со шпионской миссией на территорию СССР с баз сопредельных государств - из Турции, Японии, Пакистана, - могли быть сбиты. Если верить майору ПВО Борису Архарову, то, например, 12 августа 1989 года «тарелка» (похоже, именно американская) совершила аварийную посадку вблизи полигона Капустин Яр и была вывезена спецконвоем на изучение. А еще один физик мне лично рассказал, что осматривал обломки сбитой зенитно-ракетным дивизионом беспилотной «тарелки» осенью 1978 года на южном берегу Байкала. Там была куча разных обломков и куски сверхпроводящих тороидальных магнитов примерно 6 метров диаметром. А ведь там недалеко до границы - похоже, «изделие» прилетело «из-за бугра»!

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Антон Александрович АНФАЛОВ, историк, кандидат экономических наук, выпускник Высшей школы управленческих кадров, доцент, координатор Крымского общества наблюдателей аномальных проявлений окружающей среды. Располагает одним из крупнейших архивов по НЛО в СНГ. Работает старшим научным сотрудником в одном из НИИ. Живет в Симферополе.


А это более старая модель «тарелки», снятая на фотокамеру в том же штате Юта, около города Прово, в 1966-м.
А это более старая модель «тарелки», снятая на фотокамеру в том же штате Юта, около города Прово, в 1966-м.


Готовя эту публикацию, мы вспомнили о странном эпизоде, случившемся с нашим главным редактором Владимиром Сунгоркиным.

Вот цитата из материала «Что летало за Байкалом?» в «КП» за 08.08.2002 : «Будучи в то время собственным корреспондентом по Забайкалью, наш будущий главный редактор Владимир Сунгоркин писал репортажи с главной стройки страны - БАМа. В конце ноября 1977 года прокладывали временную автодорогу к новой станции. Путь лежал из Тынды на хребет Удокан в верховья реки Хани, находящейся на стыке Якутской АССР с Амурской и Читинской областями. В одну из ночей десант из восьми строителей неожиданно попал в каменный мешок. И когда они искали выход из тупика, вдруг... (далее - цитата из репортажа, переданного собкором Владимиром Сунгоркиным в «Комсомолку») «в 19 часов 3 минуты нашу работу остановило странное происшествие. В черном небе над нами появился не вертолет, не самолет, а, что называется, «летательный аппарат»: пять ярких прожекторов высвечивали лес на склонах ущелья.


■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□

- О! Нас ищут! - бездумно сказал водитель Николай Минюк. И тут же все призадумались, глядя, как прожекторы гуляют по склонам. Это не был самолет - никакой самолет не может летать так медленно. Это не был вертолет - никакой вертолет не рискнет лететь так низко в ущелье, да еще ночью, и вообще вся малая авиация летает по здешним местам только в светлое время. Мы не слышали шума двигателей этого летательного аппарата, - но это, скорее всего, объясняется тем, что оглушительно грохотали четыре тяжелых гусеничных вездехода. Пять прожекторов плавно проскользили рядом и ушли на юг - вниз по ущелью. Девять человек ошалело смотрели им вслед. Я спохватился: в сумке лежал цейсовский 16-кратный бинокль. Но было поздно: в бинокль удалось различить пять лучей, направленных теперь вертикально вниз, и металлическое днище «посудины» (на него падали отсветы лучей). Шлейф отработанных газов или чего-то подобного тянулся вслед за «этой хреновиной».

Не эту ли «тарелку», после того как ее наблюдал наш главный, через год и сбили? Во всяком случае в этом уверены и Полуян, и Анфалов. По их словам, в тех местах часто летали «НЛО».



Космополит К°on

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

БЫВШИЕ МУСУЛЬМАНЕ ПРОТИВ ИСЛАМА

В начале июля около 30 мусульман, порвавших с исламом, заявили о создании так называемого Совета бывших мусульман Франции. Основным назначением нового движения является борьба выходцев из исламского общества за право быть атеистами и критиковать ислам. "Мы представляем собой группу атеистов и неверующих, которые неоднократно сталкивались с угрозами в свой адрес, многие из нас были арестованы за богохульство", - заявили учредители совета. Символом своего движения они называют шевалье де ла Барра, молодого французского аристократа, казненного 1 июля 1766 года "за пение насмешливых песен в присутствии церковной процессии". Для французов история де ла Барра является предостережением против любых проявлений религиозной нетерпимости. Настоящим героем члены движения считают палестинского блогера Валида аль-Хусейни, в 2010 году проведшего несколько месяцев в тюрьме по обвинению в кощунственной интернет-деятельности. Среди членов Совета бывших мусульман – выходцы из

Главная проблема молодых учителей — рано созревшие школьницы

В школах всегда не хватало учителей-мужчин, а теперь мы можем потерять последних: молодые педагоги боятся... раскованного поведения своих учениц. Ведь из-за сознательной провокации или искренней симпатии подопечных девочек учитель может быть заподозрен в педофилии, к которой сегодня особенно внимательны как правоохранительные органы, так и бдительные граждане. Вот и бегут мужчины с педагогическим образованием из средней школы — от греха подальше. Географ: «Еле глобус унес...» Высокий симпатичный Леня — бывший молодой преподаватель географии Леонид Филиппович — сделал ноги из средней школы меньше чем через год работы. Сейчас Леониду 26, и работает он совершенно в другой сфере, но при воспоминаниях о школе, пусть и четырехлетней давности, вздрагивает до сих пор. — Из-за проделок учеников учитель может получить не только несмываемое пятно на своей репутации, но и реальные неприятности с законом, — говорит Леонид. — Ладно еще те девочки, которые влюбляются в своего учителя, что для пе

Самый русский танк T-90 (Обзор)

Т-90 «Владимир» — самый современный танк в войсках этой страны. До недавнего времени — исчезающе малочисленный танк всё той же страны. Тем не менее, с девяностых годов, существуя в десятках единиц, порождал тысячи срачей. А разгадка проста — наличие антагониста в США. Людям после сокрушительного пиздеца перестройки нужно было хоть как-то оправдать фейл — ну не получилось в экономике, зато вот оружие у нас не имеет аналогов. И если самолёт сложен с точки зрения анализа — с дивана ведь не видно авионики и характеристики какие-то непонятные, то танк — как на ладони. К концу восьмидесятых на вооружении Советской Армии были четыре семейства ОБТ: Т-64, Т-72А/Б, газотурбинные Т-80Б(В)/У и дизельные Т-80УД. Сие обстоятельство, несомненно, было эпик фэйлом советской оборонки, ибо четыре близких по ТТХ танка были почти не унифицированы между собой, что «очень упрощало» снабжение. Причиной тому была грёбаная конкуренция между танкостроительными кланами, кои появились в СССР после окончания Велик