
В Осло прошла самая странная церемония вручения Нобелевской премии мира. Ни лауреата, китайского диссидента Лю Сяобо, ни его родственников не было, а 17 стран мероприятие бойкотировали. Диссидента символизировал пустой стул.
В Городской ратуше норвежской столицы в пятницу состоялась церемония вручения Нобелевской премии мира 2010 года, присужденной китайскому писателю-диссиденту Лю Сяобо, отбывающему на родине 11-летний тюремный срок за «контрреволюционную пропаганду и призывы к свержению государственного строя». На церемонии присутствовали норвежская монаршая чета, король Харальд V и королева Соня, и более тысячи гостей, среди которых спикер палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси, актеры Дэнзел Вашингтон и Энн Хэтуэй.
Впервые с 1936 года, когда премия была присуждена немецкому пацифисту Карлу фон Осецкому, со стороны лауреата на церемонии не присутствовал никто.
Супруга диссидента Лю Ся в Пекине помещена под домашний арест без доступа к телефону и интернету, другим родственникам Лю Сяобо в выезде за границу было отказано. Диплом и медаль остались лежать на стуле, денежная премия в размере 10 млн шведских крон ($1,4 млн) также осталась невостребованной.
Стул, приготовленный для Лю Сяобо, остался пустым. Этот визуальный образ стал частью международной кампании солидарности с заключенным, к которой присоединилась, в частности, Amnesty International.
Лауреат присутствовал на торжественной церемонии символически: огромный его портрет занял одну из стен зала, а с кафедры норвежская актриса Лив Ульман зачитала последнее слово диссидента перед судом 23 декабря 2009 года, названное «У меня нет врагов» и ставшее политическим манифестом ненасильственного сопротивления авторитарному режиму.
Большую часть своей 40-минутной речи председатель Нобелевского комитета Торбьорн Ягланд посвятил историческим параллелям, связывающим Лю с другими лауреатами, награждение которых было воспринято у них на родине как вызов существовавшим порядкам. Отсутствие Лю или его представителей лишь показывает, по словам Ягланда, что присуждение премии «было необходимым и обоснованным».
«Смысл этих наград, конечно, не в том, чтобы кого-то оскорбить. В намерениях Нобелевского комитета было сказать нечто о взаимоотношениях между правами человека, демократией и миром, – заявил Ягланд. – Важно было напомнить миру, что за права, которыми мы пользуемся сегодня, боролись, и они завоевывались людьми, которые принимали на себя великий риск. Они это делали для других. Вот почему Лю Сяобо заслуживает нашей поддержки сегодня».
Сам лауреат, узнав о присуждении ему премии, через жену попросил «посвятить ее загубленным душам 4 июня» – жертвам подавления в 1989 году китайскими властями студенческой оппозиции на площади Тяньаньмэнь. На той площади был и Лю Сяобо.
Присуждение премии заключенному диссиденту спровоцировало дипломатический скандал. Китайские газеты обзывают членов Нобелевского комитета клоунами, а официальный Пекин их решение квалифицировал как сознательное политическое вмешательство во внутренние дела Китая.
«Нобелевская премия мира очевидным образом стала инструментом западных политических сил, – комментирует официальная газета Компартии Китая People's Daily в пятницу. – Горстка с Запада хочет уничтожить китайское развитие, и это явное оскорбление демократии».
Пекин призвал бойкотировать церемонию вручения. «Мы надеемся, что страны, которые получили приглашение (на церемонию), смогут отличить верное от неверного и поступят по справедливости», – заявил китайский МИД накануне пятничной церемонии. Это предложение было так или иначе принято 17 государствами. Вручение премии диссиденту из КНР открыто бойкотируют только эти страны изгои - послы Афганистана, Венесуэлы, Вьетнама, Египта, Ирака, Ирана, Казахстана, Колумбии, Кубы, Марокко, Пакистана, Саудовский Аравии, Судана, Туниса, Украины и Филиппин.
Россия также присоединилась к бойкоту, но на словах это отрицает. Российский посол Вячеслав Павловский, как пояснили в МИДе, находится в поездке, поэтому и присутствовать на церемонии не смог. «Это не мотивировано политически, и мы не ощущаем на себе давления со стороны Китая», – заявил представитель посольства Владимир Исупов.
Сербия, первоначально также объявившая, что ее представители на церемонии присутствовать не будут, утром в пятницу изменила решение под давлением Европейского союза и собственных граждан. «В ответ на ожидания» общественности в ратушу Осло приехал сербский омбудсмен Саша Янкович.
Ягланд отреагировал на демарш в своей речи. Не называя никаких стран, он заметил, что «некоторые политические лидеры фокусируются только на своих краткосрочных интересах». Как заметила на днях в беседе с «Газетой.Ru» директор российского отделения правозащитной организации Human Rights Watch Анна Севортьян, церемония вручения Нобелевской премии мира, которая традиционно проходит 10 декабря, является одним из главных дипломатических событий в Норвегии. «В Москве несерьезно относятся и к этой премии», – сказала она.
Обсудить на форуме
Коментарі
Дописати коментар
ВАТНИКИ НЕ МОГУТ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ