Перейти до основного вмісту

О старообрядцах


О старообрядцах (они же раскольники, или староверы) мы знаем в основном из романа Алексея Толстого «Петр Первый» да редких телевизионных репортажей о жизни нынешних староверов в далеких таежных деревнях. А между тем старообрядцы — не просто уникальная общность людей, не похожих на нас с вами, это маленькая древняя Русь внутри огромной современной России. Границ этой Руси вы не найдете ни на одной карте. Но она есть. И преодолеть ее практически невозможно. Потому что проходит она через людские души.
По праву третьего Рима

В 1655 году была издана книга «Служебник церковный: свод новых, исправленных канонов и правил православного богослужения». От этого момента и отсчитывается история раскольников.
Раскол русской церкви разделил население России на тех, кто принял новые правила бого-служения, а заодно и новый образ жизни, и на тех, кто это отверг.

Но начиналось все за полвека до выхода «Служебника». В России царил хаос Смутного времени, и власти, как светской, так и церковной, нужны были свежие идеи, чтобы укрепить страну и дать ей надежду на будущее. И ничего лучше византийской теократической идеи, подтвержденной знаменитым пророчеством старца Филофея о славе Москвы как третьего Рима («Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать»), пожалуй, в те времена и не могло быть найдено. При классической теократии правитель государства является и его религиозным главой, но в России, где власть церкви и патриарха всегда была достаточно сильной, требовалось лишь «обновить» церковную власть, показать народу, что именно Русская православная церковь является прямой наследницей истинного, незамутненного православия. А как это сделать лучше всего? Да очень просто. Надо привести к единообразию все церковные обряды и книги, в которые при многочисленных переводах, переписывании были допущены ошибки.

Поначалу эта работа шла постепенно и тщательно. Но, когда при царе Алексее Михайловиче во главе церкви встал патриарх Никон, все изменилось. Он стремился не просто встать во главе церкви, но и подчинить себе государя. Впрочем, поначалу честолюбивые замыслы Никона воплощались лишь в делах церковных. Но зато воплощались так, что взбаламутили всю Русь. Крестились от века двуперстно? Неправильно крестились! Теперь будете осенять себя трехперстным знамением. Написано в древних книгах «Исус»? Неправильно написано. Теперь будем писать «Иисус». Шли при крестном ходе посолонь (по движению солнца)? Будете идти противосолонь! Ну и так далее, начиная от формы креста и заканчивая формой поклонов при богослужении…

Русские — народ терпеливый. Но одно дело, когда власть у тебя отнимает имущество, и совсем иное, когда отнимают символы веры — самое дорогое, что есть в душе! Конечно, большинство, как это всегда и бывает, подчинилось. Но нашлись и те, кто не стерпел «надругательства над верой истинной православной». И таких было сотни тысяч! Нашлись и лидеры. Имя неистового протопопа Аввакума Петрова, кстати в молодости дружившего с Никоном, известно всем. А были еще и Лазарь (как и Аввакума, его казнили); и монахи Соловецкого монастыря, поднявшие в 1667 году бунт против реформ Никона (царь Алексей Михайлович послал войска на усмирение, осада продолжалась восемь лет, и только предательство одного из монахов решило судьбу восставшего монастыря. К тому времени из пятисот восставших осталось в живых шесть десятков). Сохранилось имя Никиты Добрынина (Пустосвята), который в июле 1682 года провел церковный диспут в присутствии царя, был арестован и казнен за оскорбление государевой чести. Была Феодосия Прокопиевна Морозова — боярыня, не сломленная.

Пример Аввакума, соловецких монахов, Путосвята, боярыни Морозой и сотен других ярых противников никонианства дал энергию всему движению старообрядчества. Не желая подчиняться новым «сатанинским» правилам, сотни тысяч раскольников вместе с семьями уходили в глухие места России, все дальше и дальше от преследовавших их царских войск.

В леса и… в огонь

Как всякая противопоставившая себя остальному миру общность людей, цивилизация старообрядцев должна была где-то существовать территориально и как-то себя защищать. С территорией дело обстояло просто — Россия необъятна, в ней всегда найдется место тем, кто хочет удалиться от государева ока. Раскольники уходили в леса Поморья, на Дон, в Сибирь и даже за пределы государства (до сих пор в Румынии живут говорящие по-русски липоване — потомки первых староверов). На окраинах они строили деревни и поселки и начинали новую, по сути — свою прежнюю, жизнь.

Власти поначалу преследовали старообрядцев нещадно, и, разумеется, им пришлось защищаться. Но как это сделать? О вооруженном отпоре, как правило, не могло быть и речи (хотя временами случалось и такое) — слишком неравны были силы, да и не хотели приверженцы старой веры злом отвечать на зло. Поэтому и возникла в те годы страшная, но очень действенная форма сопротивления — самосожжение, или, как называли это сами староверы, крещение огнем. А зачем, собственно, жить, если в Москве воцарился Антихрист и близко уже второе пришествие Христа? Уходили на небо вместе с дымом пожаров тысячи и тысячи. Уходили до тех пор, пока уже в конце XVIII — начале XIX века гонения на старообрядцев перестали быть массовыми. Противостояние старой и новой Руси приняло более цивилизованный характер.

Образ жизни

Надо сказать, что до недавнего времени староверов преследовала любая власть. И царская, и советская. Царская — потому что не могла смириться с их отрицанием официальной церкви и государства как такового. Советская — потому что не могла терпеть внутри общества, строящего коммунизм, объединение людей, не только верящих в Бога, но и не собирающихся участвовать во всенародном строительстве ни под каким видом. Кстати, в этой связи не лишним будет упомянуть, что после 1917 года старообрядцы долго думали, как им жить при советской власти, и наконец решили относиться к ней так, как первые христиане относились к римлянам и Нерону — с терпением и верой, что новая власть со временем разрушится от собственного безбожия сама собой. Как в воду глядели.



Бытие определяет сознание в той же мере, что и сознание — бытие. Так и вышло, что неприятие новых церковных обрядов привело к тому, что постепенно староверы начали отвергать вообще все новое, что приходило к ним из «греховного» мира. До сих пор они не пьют спиртного, чая и кофе, разумеется, не курят, а также не едят картофель, называя его «чертовым яблоком». Особо твердые в вере отказываются практически от всех достижений цивилизации: телевизоров, бытовой техники, телефонов, даже от электричества, категорически не принимают ничего, что исходит от государства, — начиная с бумажных денег и заканчивая паспортами. Но жизнь все же берет свое, и потому современные раскольники, особенно те, кто живет в городах, уже не столь нетерпимы к техническим достижениям человечества.



Вековые преследования ограждали их от мира, заставляли все время быть начеку и активно сопротивляться. Как ни парадоксально, сегодня, когда никаких гонений нет и в помине, староверы, которых в России насчитывается около двух миллионов, переживают серьезный кризис: их образу жизни и вере угрожает… сама современная цивилизация — именно своими удобствами и соблазнами. Впрочем, старообрядцы нашли способ решить это противоречие. Нынче большинство из них, особенно те, кто помоложе, рассуждают так: «То, что необходимо для работы, имеет право быть. То, что вторгается в твою душу, надо исключить». Поэтому многие из староверов пользуются компьютером как инструментом для работы и связи, автомобилем, телефоном. Но почти ни у кого из них в доме нет телевизора: ведь именно телевидение с его агрессивным навязыванием ценностей материальных, по мнению старообрядцев, никак не способствует борьбе человека за истинные, духовные ценности.

В общем, противостояние между староверами и остальным миром продолжается. Они по-прежнему остаются самими собой и строго охраняют ту самую, проходящую через их души границу от вторжения чужаков. В семьях старообрядцев и теперь редко бывает меньше семи-восьми детей, которые уже в 12—13 лет становятся вполне самостоятельными людьми, способными прокормить и защитить и себя, и близких. Людьми, готовыми блюсти веру и обычаи предков и передать их дальше — уже своим детям. И кто знает, может быть, именно цивилизация старообрядцев, сохранившая многое из того, что давно утрачено современной Россией, поможет нам отыскать связующую нить между прошлым и будущим, которую мы все так давно ищем и никак не можем найти...






Космополит К°on



Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

БЫВШИЕ МУСУЛЬМАНЕ ПРОТИВ ИСЛАМА

В начале июля около 30 мусульман, порвавших с исламом, заявили о создании так называемого Совета бывших мусульман Франции. Основным назначением нового движения является борьба выходцев из исламского общества за право быть атеистами и критиковать ислам. "Мы представляем собой группу атеистов и неверующих, которые неоднократно сталкивались с угрозами в свой адрес, многие из нас были арестованы за богохульство", - заявили учредители совета. Символом своего движения они называют шевалье де ла Барра, молодого французского аристократа, казненного 1 июля 1766 года "за пение насмешливых песен в присутствии церковной процессии". Для французов история де ла Барра является предостережением против любых проявлений религиозной нетерпимости. Настоящим героем члены движения считают палестинского блогера Валида аль-Хусейни, в 2010 году проведшего несколько месяцев в тюрьме по обвинению в кощунственной интернет-деятельности. Среди членов Совета бывших мусульман – выходцы из

Главная проблема молодых учителей — рано созревшие школьницы

В школах всегда не хватало учителей-мужчин, а теперь мы можем потерять последних: молодые педагоги боятся... раскованного поведения своих учениц. Ведь из-за сознательной провокации или искренней симпатии подопечных девочек учитель может быть заподозрен в педофилии, к которой сегодня особенно внимательны как правоохранительные органы, так и бдительные граждане. Вот и бегут мужчины с педагогическим образованием из средней школы — от греха подальше. Географ: «Еле глобус унес...» Высокий симпатичный Леня — бывший молодой преподаватель географии Леонид Филиппович — сделал ноги из средней школы меньше чем через год работы. Сейчас Леониду 26, и работает он совершенно в другой сфере, но при воспоминаниях о школе, пусть и четырехлетней давности, вздрагивает до сих пор. — Из-за проделок учеников учитель может получить не только несмываемое пятно на своей репутации, но и реальные неприятности с законом, — говорит Леонид. — Ладно еще те девочки, которые влюбляются в своего учителя, что для пе

Самый русский танк T-90 (Обзор)

Т-90 «Владимир» — самый современный танк в войсках этой страны. До недавнего времени — исчезающе малочисленный танк всё той же страны. Тем не менее, с девяностых годов, существуя в десятках единиц, порождал тысячи срачей. А разгадка проста — наличие антагониста в США. Людям после сокрушительного пиздеца перестройки нужно было хоть как-то оправдать фейл — ну не получилось в экономике, зато вот оружие у нас не имеет аналогов. И если самолёт сложен с точки зрения анализа — с дивана ведь не видно авионики и характеристики какие-то непонятные, то танк — как на ладони. К концу восьмидесятых на вооружении Советской Армии были четыре семейства ОБТ: Т-64, Т-72А/Б, газотурбинные Т-80Б(В)/У и дизельные Т-80УД. Сие обстоятельство, несомненно, было эпик фэйлом советской оборонки, ибо четыре близких по ТТХ танка были почти не унифицированы между собой, что «очень упрощало» снабжение. Причиной тому была грёбаная конкуренция между танкостроительными кланами, кои появились в СССР после окончания Велик