Конина, собачатина, говядина: у одних они вызывают аппетит, у других - отвращение. Почему мы так сильно отличаемся в понимании того, какие животные годятся в пищу?
Обычный наш соотечественник не притронулся бы к мясу собаки, у конины (чаще всего в виде сухой колбасы и татарского бифштекса) поклонников тоже немного. Зато говядина, птица и свинина постоянно присутствуют на наших столах. Особенно мы любим свинину, съедая в год в среднем 40 килограммов на человека. Между тем в мире есть народы, которым традиционные виды мяса кажутся столь же отвратительными, как нам сосиски из собаки или жареный пенис осла (китайский деликатес). И речь здесь не только про индусов и их священных коров или мусульман и евреев, которым религия запрещает есть свинину.
Во многих африканских племенах женщинам не разрешается есть курицу, а, например, племя ниоро в Уганде не берет в рот рыбы. В племени урапмин в Папуа-Новой Гвинее до недавнего времени считалось нормальным употреблять в пищу человеческое мясо (если это был убитый член враждебного племени), при этом, например, собачатина была под запретом. Между тем в Южной Корее на тарелки ежегодно попадает полтора миллиона собак. По мнению 83 процентов корейцев, собачатина — совершенно нормальное мясо, а если что-то следует запретить, то говядину (так считают 33 процента).
Представления о том, какое мясо пригодно в пищу, отличаются не только по частям света, но и меняются с течением времени. Самый яркий пример — конина. В январе этого года, после того как ирландцы установили, что в продававшихся у них продуктах из говядины содержалось конское мясо, глава Управления по безопасности продуктов питания Алан Рейли (Alan Reilly) с возмущением говорил BBC: «В ирландской культуре нет обычая есть конину». Однако у предков современных ирландцев на этот счет было другое мнение, в доказательство чего они оставили археологам груды конских костей со следами человеческих зубов. Откуда берутся и как эволюционируют пищевые табу? Возможно, мы просто не едим тех животных, которые особенно близки нашему сердцу?
Существуют народы и племена, которые видят в животных одновременно и друга, и обед. Например, французы, с одной стороны, обожают своих скакунов, а с другой — с аппетитом едят жареные конские мозги или стейки из конины. Степные народы в Центральной Азии не испытывают (и никогда не испытывали) проблем с тем, чтобы есть своих коней, хотя они им очень близки. Это делают монголы, киргизы и казахи. Более того, они считают конину самым благородным мясом (особенно жир из-под гривы). Казахи, например, полагают, что конина портится медленнее говядины и от нее не болит желудок, а кроме этого она прекрасно подходит для отлученных от груди младенцев.
Употребление собачатины вызывает во многих западных странах не меньше эмоций, чем употребление конины. Между тем 92 процента севернокорейских мужчин хотя бы раз в жизни пробовали мясо собаки, а 53 процента владельцев четвероногих друзей не видят в этом ничего предосудительного. При этом корейцы разделяют, какие породы собак должны попасть на плиту, а какие на подушку.
■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□
Для еды предназначены в первую очередь «нуронги» — среднего размера собаки с бежевой шерстью, которых выращивают на мясо, а для дружбы подходят мальтийская болонка, ши-тцу или йоркширские терьеры. Североамериканские индейцы из племени оглала, живущие в Южной Дакоте, тоже считают собак друзьями человека, но одновременно приносят их в жертву богам, а потом едят их мясо во время ритуальных пиршеств.
Наши предки тоже не гнушались собачатины. В бронзовом веке собак ели по всей Европе. Например, древние греки считали, что это полезно для желудка, а мясо щенков, поданное с вином, излечивает от эпилепсии. Австралийские ученые из университета Аделаиды даже выдвинули теорию, что когда примерно 15 тысяч лет назад люди одомашнили волков, они сделали это не потому что те были отличными защитниками, а потому что у них было вкусное мясо.
Космополит К°on
Обычный наш соотечественник не притронулся бы к мясу собаки, у конины (чаще всего в виде сухой колбасы и татарского бифштекса) поклонников тоже немного. Зато говядина, птица и свинина постоянно присутствуют на наших столах. Особенно мы любим свинину, съедая в год в среднем 40 килограммов на человека. Между тем в мире есть народы, которым традиционные виды мяса кажутся столь же отвратительными, как нам сосиски из собаки или жареный пенис осла (китайский деликатес). И речь здесь не только про индусов и их священных коров или мусульман и евреев, которым религия запрещает есть свинину.
Во многих африканских племенах женщинам не разрешается есть курицу, а, например, племя ниоро в Уганде не берет в рот рыбы. В племени урапмин в Папуа-Новой Гвинее до недавнего времени считалось нормальным употреблять в пищу человеческое мясо (если это был убитый член враждебного племени), при этом, например, собачатина была под запретом. Между тем в Южной Корее на тарелки ежегодно попадает полтора миллиона собак. По мнению 83 процентов корейцев, собачатина — совершенно нормальное мясо, а если что-то следует запретить, то говядину (так считают 33 процента).
Представления о том, какое мясо пригодно в пищу, отличаются не только по частям света, но и меняются с течением времени. Самый яркий пример — конина. В январе этого года, после того как ирландцы установили, что в продававшихся у них продуктах из говядины содержалось конское мясо, глава Управления по безопасности продуктов питания Алан Рейли (Alan Reilly) с возмущением говорил BBC: «В ирландской культуре нет обычая есть конину». Однако у предков современных ирландцев на этот счет было другое мнение, в доказательство чего они оставили археологам груды конских костей со следами человеческих зубов. Откуда берутся и как эволюционируют пищевые табу? Возможно, мы просто не едим тех животных, которые особенно близки нашему сердцу?
Существуют народы и племена, которые видят в животных одновременно и друга, и обед. Например, французы, с одной стороны, обожают своих скакунов, а с другой — с аппетитом едят жареные конские мозги или стейки из конины. Степные народы в Центральной Азии не испытывают (и никогда не испытывали) проблем с тем, чтобы есть своих коней, хотя они им очень близки. Это делают монголы, киргизы и казахи. Более того, они считают конину самым благородным мясом (особенно жир из-под гривы). Казахи, например, полагают, что конина портится медленнее говядины и от нее не болит желудок, а кроме этого она прекрасно подходит для отлученных от груди младенцев.
Употребление собачатины вызывает во многих западных странах не меньше эмоций, чем употребление конины. Между тем 92 процента севернокорейских мужчин хотя бы раз в жизни пробовали мясо собаки, а 53 процента владельцев четвероногих друзей не видят в этом ничего предосудительного. При этом корейцы разделяют, какие породы собак должны попасть на плиту, а какие на подушку.
Для еды предназначены в первую очередь «нуронги» — среднего размера собаки с бежевой шерстью, которых выращивают на мясо, а для дружбы подходят мальтийская болонка, ши-тцу или йоркширские терьеры. Североамериканские индейцы из племени оглала, живущие в Южной Дакоте, тоже считают собак друзьями человека, но одновременно приносят их в жертву богам, а потом едят их мясо во время ритуальных пиршеств.
Наши предки тоже не гнушались собачатины. В бронзовом веке собак ели по всей Европе. Например, древние греки считали, что это полезно для желудка, а мясо щенков, поданное с вином, излечивает от эпилепсии. Австралийские ученые из университета Аделаиды даже выдвинули теорию, что когда примерно 15 тысяч лет назад люди одомашнили волков, они сделали это не потому что те были отличными защитниками, а потому что у них было вкусное мясо.
Космополит К°on
Коментарі
Дописати коментар
ВАТНИКИ НЕ МОГУТ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ