Перейти до основного вмісту

Как крестилась Русь

Более 1000 лет прошло с тех пор, как князь Владимир крестил Русь. Сейчас, когда люди обсуждают это событие, можно услышать прямо противоположные мнения. Одни утверждают, что русские люди с радостью приняли крещение, другие говорят, что процесс христианизации проходил довольно сложно и люди сопротивлялись принятию новой веры. Нашлись и такие, кто вообще считает, что большинство русичей еще
до 988 года являлись христианами, и крещение Владимиром было лишь формальностью. Давайте разберемся, как же было все на самом деле.

Юродство для неверующих

Конечно же, христиане были на Руси и до Владимира. Например, его бабушка княгиня Ольга приняла христианство еще в 955 году. И все же большая часть русичей оставались язычниками. Не разделил религиозных убеждений матери и сын княгини Ольги Святослав. Он хоть и не запрещал креститься всем желающим, сам только насмехался над ними, как отмечает летописец: «Ибо для неверующих вера христианская юродство есть». Был язычником и сам князь Владимир. Более того, став в 980 году правителем Киевской Руси, он даже попытался провести в государстве религиозную реформу, желая возвести древние верования славян в статус государственной религии (до этого вера у русичей не смешивалась с политикой).
По велению князя на холме в Киеве воздвигли деревянного кумира Перуна с серебряной головой и золотыми усами, а также Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла, Мокоши и других славянских богов. По мнению археолога и историка академика Бориса Александровича Рыбакова, именно Владимир ввел на Руси кровавые жертвоприношения, позаимствовав этот обряд у скандинавов.

Сын иудейки?

Возникает вопрос: почему ярый язычник Владимир вдруг, ни с того ни с сего, решил кардинально изменить убеждения? Вполне возможно, ответ кроется в происхождении князя. В летописях отцом его матери Малуши и ее брата Добрыни назван некий Малк Любечанин. Есть предположение, что он был родом из хазарских евреев. Прозвище Любечанин, скорее всего, обозначает, что он прибыл из города Любеч. А территория, на которой тот был расположен до того, как ее освободил Вещий Олег, находилась под властью Хазарского каганата, которым, в свою очередь, на рубеже IX-X веков фактически правила еврейская династия Буланидов.

Была иудейская община и в Киеве, что подтверждает найденное среди манускриптов «Каирской генизы» (древнееврейского архива) написанное на идиш киевское письмо, датированное X веком. К тому же имена Малк и Малуша очень напоминают еврейское женское имя Малка, которое переводится как «царица».

Сторонники этой версии утверждают, что именно поэтому Владимир так легко отказался от веры славян и принял христианство, более близкое к иудаизму. Кстати, летописцы часто называют Владимира не князем, а каганом – высшим хазарским титулом. Например, сохранилась «Похвала кагану Владимиру», написанная в XI веке митрополитом Илларионом. Возможно, летописцы знали о хазарском происхождении Владимира.

Поищем лапотников

Есть еще один интересный факт. Став во главе Руси, Владимир постоянно воевал: покорял один народ за другим и облагал их данью. Но когда его армия в 985 году разбила болгар, за тех вдруг заступился его дядя Добрыня, имевший на князя огромное влияние. Он заявил:
– Осмотрел пленных колодников – все они в сапогах. Эти нам дани давать не станут. Пойдем лучше поищем себе лапотников.

Объяснение, казалось бы, не имеет логики, ведь чем богаче покоренный народ, тем больше с него можно взять. Но если Добрыня действительно родом из хазар, это все объясняет. Ведь до этого все завоеванные Владимиром народы были язычниками. Болгары же, во-первых, исповедовали ислам, который близок к хазарскому иудаизму, а во-вторых, и сами когда-то были под властью Хазарского каганата. Возможно, дядя Добрыня давно прилагал усилия, чтобы изменить религиозные взгляды племянника, а тут как раз представился случай. Владимир послушался дядю и заключил с болгарами мир.

А уже на следующий год их делегация появилась в Киеве и принялась убеждать князя отказаться от язычества. Тот всерьез задумался о смене веры и решил пригласить проповедников из разных земель. В Киев явились православные греки, католики из Рима, мусульмане из Болгарии и хазарские иудеи. То есть представители религиозных течений, имеющих одно происхождение – все они относятся к авраамическим религиям (авраамические – монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племен Аврааму. – Прим. ред.). Владимир выбрал греческое православие. Возможно, тут сыграло роль то, что князь с детства воспитывался православной христианкой Ольгой. Ведь язычник Святослав редко виделся с сыном.

Кто не с нами, тот против нас

Согласно «Повести временных лет», после крещения в Византии Владимир вернулся в Киев и начал яростно уничтожать им же воздвигнутых языческих кумиров. Одних приказал изрубить, других сжечь. Перуна велел привязать к лошадям и тащить до Днепра, поручив двенадцати мужам бить его по пути палками «не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе». Под плач киевлян Перуна притащили на берег и столкнули в Днепр. Князь повелел стражникам сопровождать плывущего по течению кумира до самых порогов и отталкивать, чтобы того не прибило к берегу. Но за порогами идола все-таки выбросило на сушу, и люди потом долго чтили это место, называя его Перунья отмель.

После расправы над языческими кумирами князь объявил:
– Наутро всяк сойдет на реку Почайну креститься. А ежели кто от некрещеных завтра к реке не явится, богатый или нищий, вельможа или раб, тот за противника по велению моему сочтен будет.
Большинство киевлян не рискнули ослушаться князя. Те же, кто остался верен убеждениям предков, покинули город и укрылись в лесах.

Окрестив Киев, Владимир разослал миссионеров, приставив к ним воинов для усмирения непокорных. Те пошли по городам и селам Киевской Руси и тысячами крестили народ, и «хотя люди неверные весьма о том скорбели и сожалели, но отказываться из-за воинов не смели». Князь повелел также миссионерам отобрать у лучших людей детей для церковного обучения. Как отмечает летописец, когда их забирали у матерей, те «плакали о них, как о мертвых».

Путята – мечом, Добрыня – огнем

Два года спустя Добрыня отправился крестить Новгород (ведь он являлся новгородским посадником). Как это происходило, подробно описано в Иоакимовской летописи. Новгородцы собрались на вече и поклялись не позволить разрушить древние капища. Когда Добрыня подошел к городу, его встретили с оружием в руках и выставили у ворот два камнеметных орудия. На просьбы Добрыни покориться новгородцы отвечали:
– Лучше нам помереть, нежели богов наших отдать на поругание.

И тогда тысяцкий Путята решился пойти на хитрость. С пятьюстами воинов он на ладьях подошел к городу, выдав себя за союзника новгородцев. Обман удался: Путяту пропустили в Новгород. Тот сразу же подал знак Добрыне. Горожане поняли, что их провели. Завязалась битва. И вдруг в городе вспыхнул пожар – это подоспевшая дружина Добрыни подожгла дома. Новгородцы тут же прекратили сражаться и бросились тушить свои жилища. Сопротивление Новгорода было сломлено. Как и Владимир, Добрыня сначала приказал разрушить все капища, порубить кумиров, а потом повелел всем явиться для крещения. Часть людей покорились, остальных же насильно приводили воины. После этого в Новгороде еще долго повторяли поговорку: «Путята крестит мечом, а Добрыня огнем».

Непокорные волхвы

Из летописей видно, что даже спустя много лет после крещения в разных частях Руси время от времени происходили восстания людей, которые не желали отказываться от веры предков. Подобные бунты жестоко подавлялись.

В 1024 году восстали волхвы в Суздале. Сразу же туда отправился князь с дружиной и, «захватив волхвов, одних изгнал, а других казнил». В 1071 году пришел в Киев волхв и стал проповедовать. Но «в одну из ночей пропал без вести». В том же году появился один из волхвов в Новгороде, утверждая, что способен предсказывать будущее. В городе вспыхнул мятеж. Новгородцы поддержали волхва и даже порывались убить местного епископа. И сделали бы это, если б за того не заступился князь Глеб с дружиной. Понимая, что ситуация выходит из-под контроля, князь решился на отчаянный шаг. Явившись к волхву на переговоры, Глеб внезапно вынул из-под плаща топор и зарубил прорицателя. В 1091 году «волхв объявился в Ростове и вскоре погиб».

В 1227 году четверо волхвов пришли в Новгород. Но горожане схватили их, сложили костер и заживо сожгли. Это первое упоминание в летописи, когда не князь, а сам народ расправился с язычниками.

Православные язычники

Итак, Русь покорилась и все-таки приняла христианство. Но отказались ли люди от веры предков? Приведем несколько примеров.

2 августа язычники отмечали день Перуна. Христиане тогда же стали праздновать Ильин день. При этом пророка Илью в народе до сих пор изображают в виде громовержца, проносящегося по небу на огненной колеснице. Святого Власия считают покровителем скота и именуют «скотьим богом». До этого точно так же называли славянского бога Велеса. Второй «потомок» Велеса, сохранивший основные его черты – Дед Мороз.

■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□


Праздник Ивана Купалы имеет исключительно языческое происхождение – так отмечался летний солнцеворот. Приставка «Иван» появилась из-за совпадения даты с днем рождения Иоанна Крестителя. Праздник зимнего солнцеворота Коляда совместили с Рождественскими святками. Осталась и Масленица, правда, ее дата стала меняться в зависимости от Пасхи, хотя раньше это был исключительно день весеннего равноденствия. Все эти праздники по сей день сохранили большинство элементов языческих обрядов: костры, гадания, выпечка, ряженые… Кстати, даже традиция поминать усопших и оставлять им еду на могилах – не что иное, как отголоски языческих времен.


Космополит К°on

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

БЫВШИЕ МУСУЛЬМАНЕ ПРОТИВ ИСЛАМА

В начале июля около 30 мусульман, порвавших с исламом, заявили о создании так называемого Совета бывших мусульман Франции. Основным назначением нового движения является борьба выходцев из исламского общества за право быть атеистами и критиковать ислам. "Мы представляем собой группу атеистов и неверующих, которые неоднократно сталкивались с угрозами в свой адрес, многие из нас были арестованы за богохульство", - заявили учредители совета. Символом своего движения они называют шевалье де ла Барра, молодого французского аристократа, казненного 1 июля 1766 года "за пение насмешливых песен в присутствии церковной процессии". Для французов история де ла Барра является предостережением против любых проявлений религиозной нетерпимости. Настоящим героем члены движения считают палестинского блогера Валида аль-Хусейни, в 2010 году проведшего несколько месяцев в тюрьме по обвинению в кощунственной интернет-деятельности. Среди членов Совета бывших мусульман – выходцы из

Главная проблема молодых учителей — рано созревшие школьницы

В школах всегда не хватало учителей-мужчин, а теперь мы можем потерять последних: молодые педагоги боятся... раскованного поведения своих учениц. Ведь из-за сознательной провокации или искренней симпатии подопечных девочек учитель может быть заподозрен в педофилии, к которой сегодня особенно внимательны как правоохранительные органы, так и бдительные граждане. Вот и бегут мужчины с педагогическим образованием из средней школы — от греха подальше. Географ: «Еле глобус унес...» Высокий симпатичный Леня — бывший молодой преподаватель географии Леонид Филиппович — сделал ноги из средней школы меньше чем через год работы. Сейчас Леониду 26, и работает он совершенно в другой сфере, но при воспоминаниях о школе, пусть и четырехлетней давности, вздрагивает до сих пор. — Из-за проделок учеников учитель может получить не только несмываемое пятно на своей репутации, но и реальные неприятности с законом, — говорит Леонид. — Ладно еще те девочки, которые влюбляются в своего учителя, что для пе

Самый русский танк T-90 (Обзор)

Т-90 «Владимир» — самый современный танк в войсках этой страны. До недавнего времени — исчезающе малочисленный танк всё той же страны. Тем не менее, с девяностых годов, существуя в десятках единиц, порождал тысячи срачей. А разгадка проста — наличие антагониста в США. Людям после сокрушительного пиздеца перестройки нужно было хоть как-то оправдать фейл — ну не получилось в экономике, зато вот оружие у нас не имеет аналогов. И если самолёт сложен с точки зрения анализа — с дивана ведь не видно авионики и характеристики какие-то непонятные, то танк — как на ладони. К концу восьмидесятых на вооружении Советской Армии были четыре семейства ОБТ: Т-64, Т-72А/Б, газотурбинные Т-80Б(В)/У и дизельные Т-80УД. Сие обстоятельство, несомненно, было эпик фэйлом советской оборонки, ибо четыре близких по ТТХ танка были почти не унифицированы между собой, что «очень упрощало» снабжение. Причиной тому была грёбаная конкуренция между танкостроительными кланами, кои появились в СССР после окончания Велик