5 нояб. 2011 г.

Протест ради протеста

В Европе неспокойно. Элиты хотят сохранить власть, мыслители от политики предрекают закат цивилизации и необходимость осознания того, что как прежде уже не будет, а народ, наоборот, хочет, чтобы все было как раньше, и ему, народу, за это ничего не было.
В общем, идет нормальная жизнь в новом историко-финансовом контексте. Как говорили Уильям Шекспир и Джон Стейнбек "Зима тревоги нашей", хотя на улице пока что только ноябрь.
Гораздо больше, нежели государственный долг Британии, возможный коллапс Греции, а также предстоящая глобальная забастовка местных госслужащих, меня занимает палаточный лагерь, стихийно возникший около собора Святого Павла в Лондоне. И даже не потому, что участники движения "Захвати Лондонскую биржу" немного перепутали и вместо финансового центра заблокировали храм, а, главным образом из-за разразившегося вокруг них медийного цирка.

Давайте посмотрим: с одной стороны - проверенный веками и устоявшийся институт, солидные и высокопоставленные церковные иерархи с хорошо звучащими голосами и отточенными манерами, с другой - группа молодежи и людей среднего возраста, озабоченных "провалом" капитализма и призывающих... Честно говоря, не знаю, к чему.

Ну и как же вы думаете, кто в этом противостоянии побеждает? Вы совершенно правы: у Англиканской церкви с самого начала не было ни малейшего шанса!

Начнем с того, что Святому Павлу не повезло. То есть я подозреваю, что когда Кристофер Рен возводил свой архитектурный шедевр на месте пострадавшего в Лондонском пожаре готического здания, он вряд ли думал о проблемах капитализма. Более того, скорее всего, мнение тогдашнего монарха волновало его гораздо больше, чем какая-то грядущая чернь.

Но так сложилось, что новое здание Лондонской биржи построили как раз у собора. Типа: вот вам центр финансовый рядом с центром духовным, полное единство духа и материи в лучших традициях современного общества.

Демонстранты не стали разбираться с тем, есть ли у них претензии к Англиканской церкви: им не удалось разбить палатки непосредственно у биржи (финансисты коварно подсуетились и, вовремя задействовав юристов, добились запрета), поэтому ничтоже сумняшеся они устроились у ступенек оплота веры, под памятником королеве Анне.

Дальше становится совсем весело. Служители культа начинают заметно нервничать. В конце концов, Собор только с одной стороны Храм Божий, а с другой - коммерческое предприятие. Верующие люди на службу могут ходить совершенно бесплатно, а вот туристам предлагается немного раскошелиться, купить сувениры, за дополнительную плату заработать одышку и натереть мозоли, забравшись по 611 ступенькам на самый верх купола, чтобы обозреть с такой высоты Лондон, в общем привычный 101 способ честного отъема денег.

Теперь представим себе среднестатистического туриста. Как вы думаете, ему захочется пробиваться к прекрасному через палаточный лагерь полный веселых, иногда не вполне трезвых, активно осуждающих капитализм дам и господ? Скорее всего, нет. Значит, визит к Святому Павлу откладывается, собор терпит убытки, и так далее.

К тому же, вечно озабоченные "здоровьем и безопасностью" власти вдруг засомневались, а не пострадает ли заезжий гость от хаотично наставленных палаток? В общем, собор сначала решили закрыть. Потому решили все-таки открыть обратно. Кое-кто из соборного начальства подал в отставку. Одни высокопоставленные церковники решили с палаточниками поговорить и убедить их тихо-смирно разойтись, другие хотят подавать в суд.

При слове "суд" в противниках капитализма взыграл молодецкий задор: "Да вы по нам... Главным оружием проклятого капитала!... Продажными юристами! Тогда и мы по вам тоже... Своими юристами..."

А Фемида в Британии торопиться не любит. Пока все стороны выскажутся, пока все аргументы будут предоставлены, потом демонстрантов, допустим, попросят палаточный лагерь свернуть, а они тут же подадут апелляцию, а потом и ее еще будут рассматривать какое-то время... Так не только Рождество с Новым годом пройдут, но и Пасха! Надо думать, что на летние каникулы демонстранты все-таки возвратятся к семьям.

И каждый, господа, каждый божий день ретивые журналисты ошиваются вокруг собора, всячески пытаясь выявить новый аспект в этой истории. Антикапиталисты купаются в лучах славы, епископы и ректоры поеживаются, опасаясь санкционировать полицейский разгон, а банкиры как ходили на службу по соседству, так и ходят.

При этом основные финансовые потери несут владельцы небольших магазинчиков, кафе и ресторанов, окружающих собор. Обычно они существуют за счет туристов и тех же биржевиков, выскакивающих за бутербродом. А теперь что? Турист пошел пугливый и предпочитает Вестминстер, там все-таки поспокойнее. А банкиры тоже, знаете, не дураки, зачем им лезть к тем, кто их не любит, и ходят обедать в другие места. Почему-то не думаю, что борцов за светлое будущее из палаток это так уж сильно волнует.

А главное, я все-таки пытаюсь понять, ну чего они добиваются? У них рецепты есть? Им обидно, что парижане в свое время дважды на баррикадах сражались, а они, ну ни разу? Да, им не нравится капитализм. Ну а что нравится? Социализма с его бесконечным дефицитом и доминирующей идеологией они и не нюхали, шведский и норвежский варианты им точно не подойдут, как только выяснится, какое количество налогов выплачивают среднестатистические граждане этой страны. Значит что? Протест ради протеста?


Хотя для себя ответ на этот вопрос я все-таки нашла. Дело не в капитализме и не в отсутствии здравого смысла (о здравом смысле и его отсутствии как-нибудь в другой раз, это тема весьма близкая моему сердцу, и походя о ней не хочется), а в отсутствии цели.


Обидно, наверное, ощущать себя винтиком, от которого что-то зависит только во время выборов, и то исключительно по совокупности веса голосов, а не от индивидуальной воли. И как говорил Малыш из книги Астрид Линдгрен: "Вот так всю жизнь и проживешь один, без собаки". Говоря словами протестующего населения: "Вот так всю жизнь и проживешь, и ничего от тебя не зависит".
Но есть и еще один момент: время-то у нас какое? Правильно, время социальных сетей и компьютерного общения. По-человечески ни поговорить, ни потусоваться. А тут такой отличный шанс! Ну, как его упустить!
Правда, на месте англиканских иерархов я бы не особенно стеснялась принудительным разгоном. В конце концов, в истории уже существовала "церковь воинствующая", значит, и повторить не грех!



Обсудить на форуме

0 Комментарии:

Отправить комментарий



ВАТНИКИ НЕ МОГУТ ОСТАВЛЯТЬ КОММЕНТАРИИ

Twitter Delicious Facebook Digg Stumbleupon Favorites More