Перейти до основного вмісту

Протест ради протеста

В Европе неспокойно. Элиты хотят сохранить власть, мыслители от политики предрекают закат цивилизации и необходимость осознания того, что как прежде уже не будет, а народ, наоборот, хочет, чтобы все было как раньше, и ему, народу, за это ничего не было.
В общем, идет нормальная жизнь в новом историко-финансовом контексте. Как говорили Уильям Шекспир и Джон Стейнбек "Зима тревоги нашей", хотя на улице пока что только ноябрь.
Гораздо больше, нежели государственный долг Британии, возможный коллапс Греции, а также предстоящая глобальная забастовка местных госслужащих, меня занимает палаточный лагерь, стихийно возникший около собора Святого Павла в Лондоне. И даже не потому, что участники движения "Захвати Лондонскую биржу" немного перепутали и вместо финансового центра заблокировали храм, а, главным образом из-за разразившегося вокруг них медийного цирка.

Давайте посмотрим: с одной стороны - проверенный веками и устоявшийся институт, солидные и высокопоставленные церковные иерархи с хорошо звучащими голосами и отточенными манерами, с другой - группа молодежи и людей среднего возраста, озабоченных "провалом" капитализма и призывающих... Честно говоря, не знаю, к чему.

Ну и как же вы думаете, кто в этом противостоянии побеждает? Вы совершенно правы: у Англиканской церкви с самого начала не было ни малейшего шанса!

Начнем с того, что Святому Павлу не повезло. То есть я подозреваю, что когда Кристофер Рен возводил свой архитектурный шедевр на месте пострадавшего в Лондонском пожаре готического здания, он вряд ли думал о проблемах капитализма. Более того, скорее всего, мнение тогдашнего монарха волновало его гораздо больше, чем какая-то грядущая чернь.

Но так сложилось, что новое здание Лондонской биржи построили как раз у собора. Типа: вот вам центр финансовый рядом с центром духовным, полное единство духа и материи в лучших традициях современного общества.

Демонстранты не стали разбираться с тем, есть ли у них претензии к Англиканской церкви: им не удалось разбить палатки непосредственно у биржи (финансисты коварно подсуетились и, вовремя задействовав юристов, добились запрета), поэтому ничтоже сумняшеся они устроились у ступенек оплота веры, под памятником королеве Анне.

Дальше становится совсем весело. Служители культа начинают заметно нервничать. В конце концов, Собор только с одной стороны Храм Божий, а с другой - коммерческое предприятие. Верующие люди на службу могут ходить совершенно бесплатно, а вот туристам предлагается немного раскошелиться, купить сувениры, за дополнительную плату заработать одышку и натереть мозоли, забравшись по 611 ступенькам на самый верх купола, чтобы обозреть с такой высоты Лондон, в общем привычный 101 способ честного отъема денег.

Теперь представим себе среднестатистического туриста. Как вы думаете, ему захочется пробиваться к прекрасному через палаточный лагерь полный веселых, иногда не вполне трезвых, активно осуждающих капитализм дам и господ? Скорее всего, нет. Значит, визит к Святому Павлу откладывается, собор терпит убытки, и так далее.

К тому же, вечно озабоченные "здоровьем и безопасностью" власти вдруг засомневались, а не пострадает ли заезжий гость от хаотично наставленных палаток? В общем, собор сначала решили закрыть. Потому решили все-таки открыть обратно. Кое-кто из соборного начальства подал в отставку. Одни высокопоставленные церковники решили с палаточниками поговорить и убедить их тихо-смирно разойтись, другие хотят подавать в суд.

При слове "суд" в противниках капитализма взыграл молодецкий задор: "Да вы по нам... Главным оружием проклятого капитала!... Продажными юристами! Тогда и мы по вам тоже... Своими юристами..."

А Фемида в Британии торопиться не любит. Пока все стороны выскажутся, пока все аргументы будут предоставлены, потом демонстрантов, допустим, попросят палаточный лагерь свернуть, а они тут же подадут апелляцию, а потом и ее еще будут рассматривать какое-то время... Так не только Рождество с Новым годом пройдут, но и Пасха! Надо думать, что на летние каникулы демонстранты все-таки возвратятся к семьям.

И каждый, господа, каждый божий день ретивые журналисты ошиваются вокруг собора, всячески пытаясь выявить новый аспект в этой истории. Антикапиталисты купаются в лучах славы, епископы и ректоры поеживаются, опасаясь санкционировать полицейский разгон, а банкиры как ходили на службу по соседству, так и ходят.

При этом основные финансовые потери несут владельцы небольших магазинчиков, кафе и ресторанов, окружающих собор. Обычно они существуют за счет туристов и тех же биржевиков, выскакивающих за бутербродом. А теперь что? Турист пошел пугливый и предпочитает Вестминстер, там все-таки поспокойнее. А банкиры тоже, знаете, не дураки, зачем им лезть к тем, кто их не любит, и ходят обедать в другие места. Почему-то не думаю, что борцов за светлое будущее из палаток это так уж сильно волнует.

А главное, я все-таки пытаюсь понять, ну чего они добиваются? У них рецепты есть? Им обидно, что парижане в свое время дважды на баррикадах сражались, а они, ну ни разу? Да, им не нравится капитализм. Ну а что нравится? Социализма с его бесконечным дефицитом и доминирующей идеологией они и не нюхали, шведский и норвежский варианты им точно не подойдут, как только выяснится, какое количество налогов выплачивают среднестатистические граждане этой страны. Значит что? Протест ради протеста?


Хотя для себя ответ на этот вопрос я все-таки нашла. Дело не в капитализме и не в отсутствии здравого смысла (о здравом смысле и его отсутствии как-нибудь в другой раз, это тема весьма близкая моему сердцу, и походя о ней не хочется), а в отсутствии цели.

Обидно, наверное, ощущать себя винтиком, от которого что-то зависит только во время выборов, и то исключительно по совокупности веса голосов, а не от индивидуальной воли. И как говорил Малыш из книги Астрид Линдгрен: "Вот так всю жизнь и проживешь один, без собаки". Говоря словами протестующего населения: "Вот так всю жизнь и проживешь, и ничего от тебя не зависит".
Но есть и еще один момент: время-то у нас какое? Правильно, время социальных сетей и компьютерного общения. По-человечески ни поговорить, ни потусоваться. А тут такой отличный шанс! Ну, как его упустить!
Правда, на месте англиканских иерархов я бы не особенно стеснялась принудительным разгоном. В конце концов, в истории уже существовала "церковь воинствующая", значит, и повторить не грех!



Обсудить на форуме

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

БЫВШИЕ МУСУЛЬМАНЕ ПРОТИВ ИСЛАМА

В начале июля около 30 мусульман, порвавших с исламом, заявили о создании так называемого Совета бывших мусульман Франции. Основным назначением нового движения является борьба выходцев из исламского общества за право быть атеистами и критиковать ислам. "Мы представляем собой группу атеистов и неверующих, которые неоднократно сталкивались с угрозами в свой адрес, многие из нас были арестованы за богохульство", - заявили учредители совета. Символом своего движения они называют шевалье де ла Барра, молодого французского аристократа, казненного 1 июля 1766 года "за пение насмешливых песен в присутствии церковной процессии". Для французов история де ла Барра является предостережением против любых проявлений религиозной нетерпимости. Настоящим героем члены движения считают палестинского блогера Валида аль-Хусейни, в 2010 году проведшего несколько месяцев в тюрьме по обвинению в кощунственной интернет-деятельности. Среди членов Совета бывших мусульман – выходцы из

Главная проблема молодых учителей — рано созревшие школьницы

В школах всегда не хватало учителей-мужчин, а теперь мы можем потерять последних: молодые педагоги боятся... раскованного поведения своих учениц. Ведь из-за сознательной провокации или искренней симпатии подопечных девочек учитель может быть заподозрен в педофилии, к которой сегодня особенно внимательны как правоохранительные органы, так и бдительные граждане. Вот и бегут мужчины с педагогическим образованием из средней школы — от греха подальше. Географ: «Еле глобус унес...» Высокий симпатичный Леня — бывший молодой преподаватель географии Леонид Филиппович — сделал ноги из средней школы меньше чем через год работы. Сейчас Леониду 26, и работает он совершенно в другой сфере, но при воспоминаниях о школе, пусть и четырехлетней давности, вздрагивает до сих пор. — Из-за проделок учеников учитель может получить не только несмываемое пятно на своей репутации, но и реальные неприятности с законом, — говорит Леонид. — Ладно еще те девочки, которые влюбляются в своего учителя, что для пе

Самый русский танк T-90 (Обзор)

Т-90 «Владимир» — самый современный танк в войсках этой страны. До недавнего времени — исчезающе малочисленный танк всё той же страны. Тем не менее, с девяностых годов, существуя в десятках единиц, порождал тысячи срачей. А разгадка проста — наличие антагониста в США. Людям после сокрушительного пиздеца перестройки нужно было хоть как-то оправдать фейл — ну не получилось в экономике, зато вот оружие у нас не имеет аналогов. И если самолёт сложен с точки зрения анализа — с дивана ведь не видно авионики и характеристики какие-то непонятные, то танк — как на ладони. К концу восьмидесятых на вооружении Советской Армии были четыре семейства ОБТ: Т-64, Т-72А/Б, газотурбинные Т-80Б(В)/У и дизельные Т-80УД. Сие обстоятельство, несомненно, было эпик фэйлом советской оборонки, ибо четыре близких по ТТХ танка были почти не унифицированы между собой, что «очень упрощало» снабжение. Причиной тому была грёбаная конкуренция между танкостроительными кланами, кои появились в СССР после окончания Велик