Перейти до основного вмісту

Путину нужна талантливая критика

На встрече с писателями Владимир Путин убеждал Захара Прилепина в том, что не помогал Тимченко торговать нефтью, и предположил, что 4 млрд в «Транснефти» не разворованы, а использованы не по назначению. Что не одно и то же. Объявив борьбу с нарушением авторских прав в интернете, Путин обещал издателям поддержку и поручил повысить интерес россиян к чтению.
Премьер Владимир Путин впервые показался на публике после объявления о намерении баллотироваться на пост президента в 2012 году. Первыми увидевшими премьера оказались писатели. Съезд Российского книжного союза начался в Доме Пашкова примерно за час до приезда премьера. За это время его участники успели услышать выступления председателя союза, по совместительству председателя Счетной палаты Сергея Степашина, министра связи Игоря Щеголева и министра культуры Александра Авдеева.
Все они сетовали на падение интереса к чтению. «Дети в возрасте после 10 лет читают все меньше и меньше», – негодовал Степашин и требовал с трибуны наконец-то признать отрасль «социально значимой». По логике Степашина, это означает льготные ставки на аренду для книжных магазинов, отмену НДС для детской литературы и снижение таможенных пошлин на импорт бумаги.
Выступивший с речью на съезде премьер про пошлины на бумагу упомянул. Он заявил, что правительство уже принимало решение снизить ставки на мелованную бумагу с 15% до 5%, но продлевать эту льготу, скорее всего, не будет. «Порядок истекает в феврале. Будем принимать аккуратные решения, чтобы, с одной стороны, не нарушить права издателей, а с другой – развивать свой рынок», – сообщил он, после чего проследовал в другой зал на неформальное общение с писателями.
Неожиданных личностей на встречу не позвали. За круглый стол вместе с главой правительства сели, в частности, Татьяна Устинова, Александра Маринина, Дарья Донцова, Михаил Веллер, Сергей Минаев, Захар Прилепин и Павел Санаев.
Первым слово взял Михаил Веллер и заявил, что хотел бы удержаться в своей речи от нескольких вещей, в частности от того, чтобы просить денег и давать советы, как лучше управлять страной. Впрочем удержаться в заданных рамках Веллеру до конца не удалось. «У меня была мечта собрать все правительство и прочитать лекцию о том, как все устроено и что нужно делать», – признался он.
Премьер поспешил его утешить. «Просить денег или давать советы по управлению страной – это не исключительная привилегия книгоиздателей», – заявил он под дружный смех присутствующих. И добавил, что денег просить у него «не зазорно». «Правительство для того и существует, чтобы в том числе грамотно распределять ресурсы», – пояснил он. На прозвучавший вопрос Веллера о том, допустимо ли писателю в России иметь точку зрения, не совпадающую с властной, Путин уклончиво ответил, что «любая критика должна быть талантливой». «Самое главное, на мой взгляд, чтобы этот процесс был лишен (никого не хочу обидеть) самолюбования, чтобы это было по существу, заинтересованно, – тогда наверняка будет реакция», – обещал он.
Проявить способности тут же попытался Захар Прилепин.
«Как русского литератора, меня крайне интересует недавнее ваше высказывание, согласно которому Россия стала продавать нефти столько же, сколько Саудовская Аравия, и даже больше. И, насколько я знаю, один из людей, который этим занимается, – Геннадий Тимченко, глава компании «Гунвор», – неожиданно начал писатель. Как следовало из продолжения вопроса, больше всего Прилепина волновало, что Тимченко принял финское гражданство. «Как русского писателя, меня крайне удивляет данная ситуация», – признался он.

Вопрос про Тимченко был задан премьеру впервые, соответственно и премьер об известном нефтегазовом трейдере прежде нигде не упоминал. Несмотря на это, Прилепин не стал себя ограничивать и тут же начал задавать главе правительства второй не менее провокационный вопрос. «Мне навеяло выступление Сергея Вадимовича Степашина, – продолжал он, – я вспомнил про «Транснефть», у которой год назад был колоссальный скандал: пропало 4 млрд долларов. Год уже почти прошёл. Не возникло ни уголовного дела, не появилось никаких подозреваемых – собственно, ничего не происходит по этой теме». И попросил премьера прояснить: чем же все это было?
Реакция оказалась показательной. «Это где, в какой компании?» – тут же переспросил Путин и, получив необходимое уточнение, начал отвечать на вопрос про Тимченко.
«Я гражданина Тимченко знаю давно, с периода работы в Петербурге», – признал он.
Путин рассказал, что в то время Тимченко работал со своими друзьями и коллегами в компании «Киришинефтеоргсинтез», а когда началась приватизация, «они отделили свою часть, которая занималась экспортом нефти». «Просто сделали частную компанию где-то в самом начале 1990-х годов. И вот постепенно начали эту компанию развивать», – объяснял он. Путин подчеркнул, что Тимченко «пришёл в бизнес не вчера», а именно с самого начала приватизации и всего добивался сам.
«Уверяю вас (я знаю, что много пишут по этому вопросу), абсолютно без всякого моего участия они просто создали компанию и работали», – объяснил всем он.
Факт финского гражданства Тимченко Путин признал, но при этом заявил, что он до сих пор является гражданином России, а его решение связано с удобством для ведения бизнеса. «Всё это делается не из-за того, что ему хорошо или плохо, а делается из-за того, что у нас нет безвизового режима с Европой и невозможно организовывать работу должным образом. И такая проблема у многих представителей бизнеса. Только процентов 90 скрывают, что имеют грин-карты или гражданство, а он нет – вот и всё», – вступился он за старого знакомого.
По поводу «Транснефти» ничего конкретного премьер не сказал. Он напомнил, что нецелевое расходование средств не всегда означает, что они разворованы, и под этот критерий могут попадать средства, которые просто были израсходованы нецелевым образом. «Допустим, губернатор обязан истратить деньги (условно) на жилищное строительство, а он направил на улучшение здравоохранения (очень условно). Он в принципе нецелевым образом израсходовал деньги, но это не преступление: ничего не украл», – заявил он, предположив, что «в принципе то же самое может быть и у «Транснефти».
«Главное мое впечатление от встречи – у Путина красивые голубые глаза. Я шел на встречу в одном убеждении относительно власти – вышел с нее в том же самом», – заявил по итогам встречи «Газете.Ru» Прилепин.
«У премьера на все вопросы готовы отличные спортивные ответы. Его пожелание «критиковать власть», не знаю, проявление хорошего тона, наверное», – добавил он.
Поддержать заданный Прилепиным градус попытался писатель-фантаст Роман Злотников, заподозривший Путина в предвыборных мотивах встречи. «Не хочу показаться невежливым, но перед выборами такие встречи не нужны», – спокойно произнес в ответ премьер. После чего беседа потекла в спокойном ключе. Писатели предлагали премьеру почаще сниматься в книжных интерьерах и рассказывать подчиненным о книгах, которые он читает. Но основное внимание было уделено вопросу защиты авторских прав от пиратства в интернете. Премьер поднял эту тему в речи на съезде и продолжил в частном общении с писателями. По словам Путина, пиратство наносит «жесткий удар» по издательствам и «является прямым нарушением авторских прав». В первую очередь удар по книжному рынку наносит интернет.

«В сети мгновенно появляются и только что изданные произведения современных писателей, причем безо всякого согласия с их стороны и, разумеется, совершенно бесплатно», – ругался он.

Путин отметил, что ни одной стране мира победить интернет-пиратство до конца не удалось, но работать в этом направлении надо. Сейчас работа над этим в правительстве идет, в том числе этим занимается специальная правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Долго засиживаться с представителями литературного цеха Путин в среду не стал. В общей сложности он провел с ними около полутора часов, после чего объявил, что ему пора, и, вопреки обычной традиции, когда от попыток завершить беседу до ее реального окончания премьеру задают еще несколько вопросов, на этот раз практически тут же ушел. Задать последний вопрос успел уже вставшему со стула премьеру писатель Павел Санаев. Его волновало распространение курительных смесей, которые легко можно заказать по интернету. «Это значит, что соответствующая структура, которую я в свое время создал, с большим количеством личного состава – 30 с лишним тысяч человек – работает пока неэффективно», – передает ответ Путина ИТАР-ТАСС. Премьер добавил, что ФСКН ведет работу в интернете и что количество людей, привлеченных за распространение курительных смесей к уголовной ответственности, в последнее время выросло. По словам Владимира Путина, незаконное распространение наркотиков – это огромная проблема, которая связана с ликвидацией границ бывшего СССР. «Наши страны-соседи, к сожалению, не могут эффективно защищать свои государственные границы», – сказал он. Вместе с тем премьер заметил, что 90% тяжелых наркотиков, в том числе героина, поступает в Великобританию из Афганистана. «А у нас, наверное, все сто», – добавил Путин.

ТЕКСТ: Ольга Болотова

Обсудить на форуме

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

БЫВШИЕ МУСУЛЬМАНЕ ПРОТИВ ИСЛАМА

В начале июля около 30 мусульман, порвавших с исламом, заявили о создании так называемого Совета бывших мусульман Франции. Основным назначением нового движения является борьба выходцев из исламского общества за право быть атеистами и критиковать ислам. "Мы представляем собой группу атеистов и неверующих, которые неоднократно сталкивались с угрозами в свой адрес, многие из нас были арестованы за богохульство", - заявили учредители совета. Символом своего движения они называют шевалье де ла Барра, молодого французского аристократа, казненного 1 июля 1766 года "за пение насмешливых песен в присутствии церковной процессии". Для французов история де ла Барра является предостережением против любых проявлений религиозной нетерпимости. Настоящим героем члены движения считают палестинского блогера Валида аль-Хусейни, в 2010 году проведшего несколько месяцев в тюрьме по обвинению в кощунственной интернет-деятельности. Среди членов Совета бывших мусульман – выходцы из

Главная проблема молодых учителей — рано созревшие школьницы

В школах всегда не хватало учителей-мужчин, а теперь мы можем потерять последних: молодые педагоги боятся... раскованного поведения своих учениц. Ведь из-за сознательной провокации или искренней симпатии подопечных девочек учитель может быть заподозрен в педофилии, к которой сегодня особенно внимательны как правоохранительные органы, так и бдительные граждане. Вот и бегут мужчины с педагогическим образованием из средней школы — от греха подальше. Географ: «Еле глобус унес...» Высокий симпатичный Леня — бывший молодой преподаватель географии Леонид Филиппович — сделал ноги из средней школы меньше чем через год работы. Сейчас Леониду 26, и работает он совершенно в другой сфере, но при воспоминаниях о школе, пусть и четырехлетней давности, вздрагивает до сих пор. — Из-за проделок учеников учитель может получить не только несмываемое пятно на своей репутации, но и реальные неприятности с законом, — говорит Леонид. — Ладно еще те девочки, которые влюбляются в своего учителя, что для пе

Самый русский танк T-90 (Обзор)

Т-90 «Владимир» — самый современный танк в войсках этой страны. До недавнего времени — исчезающе малочисленный танк всё той же страны. Тем не менее, с девяностых годов, существуя в десятках единиц, порождал тысячи срачей. А разгадка проста — наличие антагониста в США. Людям после сокрушительного пиздеца перестройки нужно было хоть как-то оправдать фейл — ну не получилось в экономике, зато вот оружие у нас не имеет аналогов. И если самолёт сложен с точки зрения анализа — с дивана ведь не видно авионики и характеристики какие-то непонятные, то танк — как на ладони. К концу восьмидесятых на вооружении Советской Армии были четыре семейства ОБТ: Т-64, Т-72А/Б, газотурбинные Т-80Б(В)/У и дизельные Т-80УД. Сие обстоятельство, несомненно, было эпик фэйлом советской оборонки, ибо четыре близких по ТТХ танка были почти не унифицированы между собой, что «очень упрощало» снабжение. Причиной тому была грёбаная конкуренция между танкостроительными кланами, кои появились в СССР после окончания Велик