Перейти до основного вмісту

На смену шаттлам идут военные челноки

В космонавтике перевернута важная страница. С орбиты вернулся космический корабль многоразового использования «Атлантис». Это был его последний полет в космос и в программе «Спейс Шаттл» вообще.

Недавно в мировой космонавтике была перевернута очень важная страница – с орбиты вернулся космический корабль многоразового использования «Атлантис». Это был его последний полет в космос и последний полет в программе «Спейс Шаттл» вообще.

В цепях «российской кабалы»

«Москва получает монополию на пилотируемые полеты», «Добро пожаловать в кабалу к русским» – эти и подобные заголовки можно лицезреть ныне в той части американской прессы, которая страдает повышенной русофобией. Действительно теперь американцам не на чем возить грузы и космонавтов к МКС, кроме как на наших кораблях. Хотя для грузов есть альтернатива – второй европейский космический грузовик ATV-2 «Иоганн Кеплер». Но этот вместительный аппарат будет летать не чаще раза в год, а «Прогрессы» летают постоянно.

Эта ситуация для США как второй великой космической державы в известной степени оскорбительна. За полеты еще и платить приходится – и немало. Но американцы виноваты в этом сами. То, что шаттлы пора менять, было известно давно, однако все программы по созданию новых кораблей успешно провалились. Причем после выделения солидных денег из бюджета на их разработку – стандартная схема «распила».

НАСА спасет частный капитал?

В условиях нарастающих бюджетных ограничений НАСА все больше и больше стремится перекинуть ответственность за космонавтику на частные компании. Например, получив контракт с НАСА на запуски спутников, компания SpaceX создала и испытала ракеты-носители Falcon-1 и Falcon-9. Она же разрабатывает и тяжелый носитель Falcon Heavy и космический грузовик для МКС Dragon.

Тем не менее так проблему не решить – космическая отрасль требует огромных вложений и кооперации массы предприятий. Частные корпорации просто не могут поднять действительно прорывный проект, а именно таким является пилотируемый корабль и все с ним связанное.

Немного статистики

Флот шаттлов насчитывал пять аппаратов – «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор». Всего «челноки» совершили 135 запусков в космос, вернулись оттуда 133 раза. В 1986 г. на старте взорвался «Челленджер», в 2003 г. рассыпался при входе в атмосферу шаттл «Колумбия». В общей сложности погибли 14 человек.

За свою карьеру челноки доставили на орбиту более 1600 тонн грузов. В том числе 180 спутников или компонентов МКС. На Землю шаттлы вернули 53 спутника. Эта уникальная возможность теперь недоступна человечеству. Выполняли челноки и ремонт легендарного орбитального телескопа «Хаббл» – сейчас ремонтировать его некому.

Военные челноки

Несмотря на то что пилотируемых многоразовых кораблей у США сейчас нет (все проекты теперь снова одноразовые, так дешевле и проще) – многоразовые военные челноки будут, пусть и беспилотные. Таким кораблем является мини-шаттл Х-37В. Этот пятитонный небольшой челнок, запускаемый с помощью обычной ракеты-носителя, уже второй раз летает в космос. Первый полет состоялся в прошлом году и продлился целых 270 суток. Второй полет начался 5 марта этого года и длится до сих пор.

Аппарат вызвал массу дискуссий – его посчитали и космическим бомбардировщиком, и противоспутниковым перехватчиком. Бомбардировщиком он быть не может – у него слишком мала полезная нагрузка. Его поведение на орбите позволяет говорить о нем как о специализированном возвращаемом видовом разведчике.

Судя по всему, он также может использоваться для инспекции спутников противника и способен учинить с ними различные «деликатные пакости». Но это можно делать лишь в период войны – любое сближение Х-37В со спутником будет зафиксировано средствами контроля космического пространства. Если спутник после такого контакта неожиданно перестанет работать – станет сразу ясно, кого винить. Да и противоспутниковые системы в разработке есть не только у России или США, но и у Китая – могут сбить. Нельзя исключать, что Х-37В – лишь уменьшенный прототип серьезного корабля, который сможет нести более существенную нагрузку.

Россия разрабатывает конкурента Х-37В

Разумеется, Россия ревниво относится к вопросам стратегической стабильности. Поэтому допустить, чтобы у американцев появился военный космический аппарат, а у нас его не было, мы не можем. Повторяется ситуация последней трети XX века – тогда для противопоставления изначально военному «Спейс Шаттлу» был создан «Буран».






Первым, кто сообщил общественности информацию о том, что Россия разрабатывает свой военный мини-челнок, был командующий Космическими войсками генерал-лейтенант О. Остапенко. В начале этого года он заявил, что «мы кое-что разрабатываем в этой области». Разумеется, работы ведутся в обстановке строгой секретности – пока аппарат не запустят в космос, никто о нем ничего конкретного не узнает. По некоторым слухам, наш космолет значительно крупнее Х-37В и будет обладать «впечатляющими характеристиками». Однако с его созданием мы отстаем от США.




Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

БЫВШИЕ МУСУЛЬМАНЕ ПРОТИВ ИСЛАМА

В начале июля около 30 мусульман, порвавших с исламом, заявили о создании так называемого Совета бывших мусульман Франции. Основным назначением нового движения является борьба выходцев из исламского общества за право быть атеистами и критиковать ислам. "Мы представляем собой группу атеистов и неверующих, которые неоднократно сталкивались с угрозами в свой адрес, многие из нас были арестованы за богохульство", - заявили учредители совета. Символом своего движения они называют шевалье де ла Барра, молодого французского аристократа, казненного 1 июля 1766 года "за пение насмешливых песен в присутствии церковной процессии". Для французов история де ла Барра является предостережением против любых проявлений религиозной нетерпимости. Настоящим героем члены движения считают палестинского блогера Валида аль-Хусейни, в 2010 году проведшего несколько месяцев в тюрьме по обвинению в кощунственной интернет-деятельности. Среди членов Совета бывших мусульман – выходцы из

Главная проблема молодых учителей — рано созревшие школьницы

В школах всегда не хватало учителей-мужчин, а теперь мы можем потерять последних: молодые педагоги боятся... раскованного поведения своих учениц. Ведь из-за сознательной провокации или искренней симпатии подопечных девочек учитель может быть заподозрен в педофилии, к которой сегодня особенно внимательны как правоохранительные органы, так и бдительные граждане. Вот и бегут мужчины с педагогическим образованием из средней школы — от греха подальше. Географ: «Еле глобус унес...» Высокий симпатичный Леня — бывший молодой преподаватель географии Леонид Филиппович — сделал ноги из средней школы меньше чем через год работы. Сейчас Леониду 26, и работает он совершенно в другой сфере, но при воспоминаниях о школе, пусть и четырехлетней давности, вздрагивает до сих пор. — Из-за проделок учеников учитель может получить не только несмываемое пятно на своей репутации, но и реальные неприятности с законом, — говорит Леонид. — Ладно еще те девочки, которые влюбляются в своего учителя, что для пе

Самый русский танк T-90 (Обзор)

Т-90 «Владимир» — самый современный танк в войсках этой страны. До недавнего времени — исчезающе малочисленный танк всё той же страны. Тем не менее, с девяностых годов, существуя в десятках единиц, порождал тысячи срачей. А разгадка проста — наличие антагониста в США. Людям после сокрушительного пиздеца перестройки нужно было хоть как-то оправдать фейл — ну не получилось в экономике, зато вот оружие у нас не имеет аналогов. И если самолёт сложен с точки зрения анализа — с дивана ведь не видно авионики и характеристики какие-то непонятные, то танк — как на ладони. К концу восьмидесятых на вооружении Советской Армии были четыре семейства ОБТ: Т-64, Т-72А/Б, газотурбинные Т-80Б(В)/У и дизельные Т-80УД. Сие обстоятельство, несомненно, было эпик фэйлом советской оборонки, ибо четыре близких по ТТХ танка были почти не унифицированы между собой, что «очень упрощало» снабжение. Причиной тому была грёбаная конкуренция между танкостроительными кланами, кои появились в СССР после окончания Велик