Перейти до основного вмісту

Европы больше нет

Три главных фактора определяют сегодня публичную политику европейских стран - кризис неплатежей, война в Ливии и последствия катастрофы в Японии. Все они имеют общую черту: преломляясь в массовом сознании, не просто снижают, но буквально добивают ощущение защищенности, к которому за последние 60 лет успела привыкнуть Европа.

Борьба с последствиями глобального кризиса поначалу больше касалась банков и корпораций. Европейские правительства боролись с ростом безработицы, накачивали деньгами финансовую сферу, и кризис начал отступать, оставив, однако, проблему стабилизации бюджетов. Решать ее пытаются за счет повышения налогов и сокращения расходов - в первую очередь, на социальные нужды. Речь идет, прежде всего, о повышении пенсионного возраста и сокращении пособий и стипендий. Все это воспринимается как "наступление на права трудящихся" и влечет за собой рост протестной активности.

Известную роль здесь играет тот факт, что на протяжении многих лет Европа не просто приветствовала, но деятельно поддерживала массовые акции протеста в других странах. Никого не смущало, что в конечном итоге эта поддержка фактически санкционировала смену власти в бывшей Югославии, государственные перевороты в Грузии и Киргизии, затяжной конституционный кризис в Молдавии. В этом году при полной моральной поддержке европейских стран "улица" отстранила от власти лидеров Туниса и Египта, началась гражданская война в Ливии. Есть что вспомнить и самой Европе: в 2004 г. после серии терактов в Мадриде "улица" отправила в отставку правительство Аснара и добилась выхода Испании из антииракской коалиции.

Сегодня правительства европейских стран попали в ими же поставленный капкан: их граждане не только заявляют свою волю на выборах, но и, чуть что, выходят на митинги. Во Франции - против пенсионной реформы, в Британии - против повышения платы за обучение. Еще более опасной является тенденция политизации социального протеста, как это было в Греции.

Растущее ощущение социальной незащищенности, в свою очередь, провоцирует бурную реакцию на угрозы иного характера. Примером этого эффекта стали прокатившиеся по Европе после землетрясения в Японии демонстрации с требованием прекратить строительство и эксплуатацию АЭС.

Все эти процессы ведут к разбалансировке европейских социумов и их радикализации. В каждой стране это происходит по-своему. В Греции, где сильно влияние левых идей, еще год назад бредили революцией, и есть основания ожидать, что на Первое мая лозунги "Долой капитализм!" и "Народы Европы, поднимайтесь!" снова украсят стены Акрополя. В ряде европейских стран на повестку дня внутренней политики всерьез влияет проблема мигрантов. Достаточно вспомнить о том, как бунты в парижских предместьях привели к победе на выборах нынешнего президента Франции Николя Саркози.

Во Франции и Великобритании, вдобавок, недовольство социальными реформами провоцирует естественный вопрос - "Если у вас нет денег на пенсии и стипендии, зачем вы тратите их на войну с Ливией?". Французский премьер Франсуа Фийон, говоря о невыносимом политическом климате в стране, предупредил о возможной победе на следующих выборах левых или националистов. Эти опасения подтверждаются данными соцопросов, а также результатами региональных выборов (во Франции и Германии в марте правящие партии проиграли на местных выборах социалистам).

Определенное впечатление на граждан и руководство европейских стран произвела информация британской МИ-5, согласно которой близкий к Каддафи бизнес готов начать финансирование исламистских группировок, готовящих теракты на территории государств, участвующих в операции против режима Каддафи. В свете этой угрозы последние события - устроенные беженцами беспорядки на Лампедузе и разгром миссии ООН в Кандагаре - рассматриваются как пролог к возможной консолидации исламского мира против Запада. Поэтому никого не удивляет, что репортажи с Лампедузы и из Кандагара сопровождают словами: "Смотрите. Это будущее Европы".

Так качественно разные факторы - экономический кризис и социальные протесты, Ливия и "Фукусима", проблема мигрантов и угроза терроризма - вступают в резонанс, формируя тревожный тренд и разрушая привычные представлений о мирной и благополучной Европе.








Обсудить на форуме

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

БЫВШИЕ МУСУЛЬМАНЕ ПРОТИВ ИСЛАМА

В начале июля около 30 мусульман, порвавших с исламом, заявили о создании так называемого Совета бывших мусульман Франции. Основным назначением нового движения является борьба выходцев из исламского общества за право быть атеистами и критиковать ислам. "Мы представляем собой группу атеистов и неверующих, которые неоднократно сталкивались с угрозами в свой адрес, многие из нас были арестованы за богохульство", - заявили учредители совета. Символом своего движения они называют шевалье де ла Барра, молодого французского аристократа, казненного 1 июля 1766 года "за пение насмешливых песен в присутствии церковной процессии". Для французов история де ла Барра является предостережением против любых проявлений религиозной нетерпимости. Настоящим героем члены движения считают палестинского блогера Валида аль-Хусейни, в 2010 году проведшего несколько месяцев в тюрьме по обвинению в кощунственной интернет-деятельности. Среди членов Совета бывших мусульман – выходцы из

Главная проблема молодых учителей — рано созревшие школьницы

В школах всегда не хватало учителей-мужчин, а теперь мы можем потерять последних: молодые педагоги боятся... раскованного поведения своих учениц. Ведь из-за сознательной провокации или искренней симпатии подопечных девочек учитель может быть заподозрен в педофилии, к которой сегодня особенно внимательны как правоохранительные органы, так и бдительные граждане. Вот и бегут мужчины с педагогическим образованием из средней школы — от греха подальше. Географ: «Еле глобус унес...» Высокий симпатичный Леня — бывший молодой преподаватель географии Леонид Филиппович — сделал ноги из средней школы меньше чем через год работы. Сейчас Леониду 26, и работает он совершенно в другой сфере, но при воспоминаниях о школе, пусть и четырехлетней давности, вздрагивает до сих пор. — Из-за проделок учеников учитель может получить не только несмываемое пятно на своей репутации, но и реальные неприятности с законом, — говорит Леонид. — Ладно еще те девочки, которые влюбляются в своего учителя, что для пе

Самый русский танк T-90 (Обзор)

Т-90 «Владимир» — самый современный танк в войсках этой страны. До недавнего времени — исчезающе малочисленный танк всё той же страны. Тем не менее, с девяностых годов, существуя в десятках единиц, порождал тысячи срачей. А разгадка проста — наличие антагониста в США. Людям после сокрушительного пиздеца перестройки нужно было хоть как-то оправдать фейл — ну не получилось в экономике, зато вот оружие у нас не имеет аналогов. И если самолёт сложен с точки зрения анализа — с дивана ведь не видно авионики и характеристики какие-то непонятные, то танк — как на ладони. К концу восьмидесятых на вооружении Советской Армии были четыре семейства ОБТ: Т-64, Т-72А/Б, газотурбинные Т-80Б(В)/У и дизельные Т-80УД. Сие обстоятельство, несомненно, было эпик фэйлом советской оборонки, ибо четыре близких по ТТХ танка были почти не унифицированы между собой, что «очень упрощало» снабжение. Причиной тому была грёбаная конкуренция между танкостроительными кланами, кои появились в СССР после окончания Велик