Перейти до основного вмісту

Total Information Awareness - узнать всё и про всех

Обречено ли человечество однажды обнаружить за собой тотальную слежку — за всеми сразу и за каждым в отдельности? В это не хочется верить, однако ни для кого не секрет, что знать мысли подданных — давняя мечта всех правителей. Правительство США хочет эту мечту воплотить.
Мировая общественность столкнулась с крайне тяжёлой проблемой, а точнее, оказалась поставлена перед весьма неприятным выбором: личные (гражданские) права или личная безопасность. И не только личная.

После 11 сентября 2001 года, как мы уже писали, в демократических странах началось закручивание гаек. Это очень многим не нравится, но в основном люди предпочтут надзор недрёманного государственного ока риску оказаться погребёнными под обломками какого-нибудь вокзала или аэропорта — или торгового центра.


"Достаточно ещё одной террористической атаки, и общественная поддержка проекту Total Information Awareness обеспечена", — говорят сотрудники Пентагона. Как ни цинично звучат подобные высказывания, это правда.


Итак, что же такое Total Information Awareness? Переводится это название примерно как "Тотальное владение информацией", и именно эту цель и преследует.
Крёстные отцы программы, в частности, отставной адмирал Джон Поиндекстер (John Poindexter), исходят из того, что эффективно бороться с терроризмом можно только посредством предупреждения терактов. Профилактики, так сказать. А для того, чтобы предотвратить теракт, надо знать, главным образом, кто его собирается совершить.


Выявить террориста трудно. Если это профессионал, он отлично умеет скрываться, растворяясь в многомиллионной толпе обычных людей. А иногда случается, что террористом становится человек, которого никто не мог заподозрить даже в преступных намерениях.


Так было, например, с бывшим военнослужащим Тимоти Маквеем (Timothy McWay), устроившим в 1995 году взрыв в Оклахома-сити, в результате чего с жизнями рассталось 168 человек. Летом 2001 года его отправили на тот свет. Как рассказывают очевидцы, он ни минуты не сожалел о том, что сделал.


Чиновники Пентагона считают, что предупредить подобные вещи можно только одним способом — зная о каждом человеке всё. Да, именно, всё, и о каждом — сведения о банковских операциях, медицинские записи, e-mail, билеты на транспорт, телефонные переговоры...
Для этого программа Total Information Awareness (TIA) и разрабатывается. Основная доктрина — прямо как в фильме "Особое мнение" с Томом Крузом (Tom Cruise) в главной роли — достаточное количество информации о человеке позволяет делать ясные выводы о его намерениях.


Чиновники Пентагона утверждают, что если бы не было той самой пресловутой "войны с терроризмом", заниматься этой программой никто бы не захотел. Позволим себе усомниться в этом утверждении. И сильно.


Сомневаемся, кстати, не только мы. Согласно BBC, в целесообразности всей программы и чистоте намерений её создателей сомневаются очень многие, причём это не только правозащитные организации.
Адмирал Джон Поиндекстер в былые времена был советником президента Рейгана.


Занимая этот пост, он проводил кое-какие никому не подконтрольные операции, в частности, продавал Ирану оружие (в Персидском заливе всё оружие либо советское, либо американское, и одна и та же армия может использовать и то, и другое).


А полученные за это деньги отправлял в Никарагуа, в помощь местным партизанам (Contras).


В конце ноября 2002 года, кстати, сенатор-демократ Чак Шюмер (Chuck Schumer) потребовал отстранить Поиндекстера от этой программы, заявив буквально следующее: "Если уж нам так понадобился Большой Брат, то Джон Поиндекстер — последний, кого бы я выбрал".


Шюмер отметил также, что после всей этой истории с Ираном и Никарагуа Поиндекстер едва избежал тюрьмы. Да и избежал лишь вследствие бюрократических проволочек.


Но главным вопросом, конечно, остаётся следующий: как Поиндекстер и Агентство передовых оборонных исследований (DARPA) собираются воплотить всё это в жизнь? Какими силами и средствами?


Технологическими. Сугубо технологическими.


На сайте Центра защиты электронной информации (Electronic Privacy Information Center — Epic) суть идеи TIA излагается следующим образом.


В огромную базу данных со всех сторон стекаются так называемые "информационные сигнатуры" каждого человека. Эта гигантская централизованная база будет постоянно пополняться информацией из всевозможных источников.


В этой центральную Базе данных будут собраны сведения о счетах и денежных переводах каждого человека, медицинская информация (про врачебную тайну, стало быть, можно будет позабыть навсегда).


В обязательном порядке в Базу TIA будут поступать сведения коммуникационного характера — иначе говоря, сведения о телефонных звонках, а быть может и их содержание, копии электронных писем и так далее. Информация о ваших передвижениях также будет откладываться в гигантское хранилище.


Всё это будет заправляться информацией, поступающей от разведывательных и антикриминальных служб.


Теперь, внимание, вопрос: что делать со всеми этими терабайтами (как минимум) информации? Перерабатывать, бодро отвечают сотрудники DARPA. Для этого будут использоваться некие "специальные алгоритмы" и, естественно, "ручной труд".


С помощью всяких хитрых алгоритмов компьютеры и люди будут выявлять "подозрительные тенденции". Подробнейшее описание доступно в 150-страничном PDF-документе, расположенном по этому адресу (готовьте Acrobat Reader).


А что? Замечательно, сразу образуется куча новых рабочих мест. От желающих работать в Полиции Намерений (по аналогии с оруэлловской Полицией Мысли) отбою не будет, по крайней мере, поначалу.
Вся проблема в том, в какой степени разработчики программы собираются полагаться на информационные технологии. По мнению главы EPIC Марка Ротенберга (Mark Rotenberg), "высокотехнологический" подход — наименее надёжный и наименее безопасный.


Ротенберг напоминает на недавнюю историю с "Вашингтонским снайпером" (коих, на самом деле, оказалось двое), когда все с вытаращенными глазами искали некий белый грузовик:


"У нас могла бы быть целая база данных, содержащая сведения о каждом белом грузовике в этой стране, и мы бы пытались решить, какой из них принадлежит снайперу. На деле же оказалось, что белый грузовик был вообще ни при чём".


Какие, спрашивается, гарантии, что системы TIA не дадут сбоя? А сбой этот может стоить десяткам ни в чём не повинных людей доброго имени, семьи, здоровья, быть может, даже жизни.


Ведь никакое оборудование, никакое программное обеспечение (и это уже аксиома) не застраховано от ошибок и "родовых травм".


BBC напоминает о фильме "Особое мнение", где в результате сбоя системы главный герой превращается в объект тотального преследования, потому что системе "вздумалось", будто он собирается совершить преступление.


Фантастический боевик может превратиться в кошмарную реальность: финансовые средства и интеллектуальный ресурс для этого в США имеются, судя по всему. А главное, есть высокопоставленное желание.


Среди игроков на IT-рынке уже нашлись те, кто усматривает для себя выгоду в разработке всевозможных систем надзора.

Будь то слежка за деятельностью работников коммерческих фирм в Интернете (а вдруг он там порнографию смотрит в обеденный перерыв?), будь то бесконечные (и бесконечно дырявые) биометрические системы, всякие там VeriChip'ы, и прочая.

Стало быть, налогоплательщики будут платить за то, чтобы за ними следили, и время от времени кого-нибудь невиновного бросали бы в тюрьму.


Беда в том, что выбор уж больно сложный: либо привыкать к тому, что "Большой Брат смотрит на тебя" чуть ли ни со дна унитаза, либо жить с сознанием, что завтра твоих детей может убить очередной идиот, решивший прославиться по образцу Герострата, Тимоти Маквея или Петри Гердта.


А проблемы с сомневающимися решаются очень просто. В лагерь подготовки террористов где-нибудь в Средней Азии посылается человек, которого никогда не было.


Этот человек, которого не было, находит там "самого главного" и сообщает ему, что определённые весьма высокопоставленные и чрезвычайно состоятельные люди испытывают трудности с внедрением одной высокотехнологической системы.


Проблема — общественное мнение, но изменить его будет очень легко: для этого понадобится всего несколько человек и некоторое количество взрывчатки. Фанатики-самоубийцы не обязательны, хотя, возможно, их присутствие сыграет благоприятную роль.


Будет исполнено, ответит "самый главный".


Космополит К°on

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

БЫВШИЕ МУСУЛЬМАНЕ ПРОТИВ ИСЛАМА

В начале июля около 30 мусульман, порвавших с исламом, заявили о создании так называемого Совета бывших мусульман Франции. Основным назначением нового движения является борьба выходцев из исламского общества за право быть атеистами и критиковать ислам. "Мы представляем собой группу атеистов и неверующих, которые неоднократно сталкивались с угрозами в свой адрес, многие из нас были арестованы за богохульство", - заявили учредители совета. Символом своего движения они называют шевалье де ла Барра, молодого французского аристократа, казненного 1 июля 1766 года "за пение насмешливых песен в присутствии церковной процессии". Для французов история де ла Барра является предостережением против любых проявлений религиозной нетерпимости. Настоящим героем члены движения считают палестинского блогера Валида аль-Хусейни, в 2010 году проведшего несколько месяцев в тюрьме по обвинению в кощунственной интернет-деятельности. Среди членов Совета бывших мусульман – выходцы из

Главная проблема молодых учителей — рано созревшие школьницы

В школах всегда не хватало учителей-мужчин, а теперь мы можем потерять последних: молодые педагоги боятся... раскованного поведения своих учениц. Ведь из-за сознательной провокации или искренней симпатии подопечных девочек учитель может быть заподозрен в педофилии, к которой сегодня особенно внимательны как правоохранительные органы, так и бдительные граждане. Вот и бегут мужчины с педагогическим образованием из средней школы — от греха подальше. Географ: «Еле глобус унес...» Высокий симпатичный Леня — бывший молодой преподаватель географии Леонид Филиппович — сделал ноги из средней школы меньше чем через год работы. Сейчас Леониду 26, и работает он совершенно в другой сфере, но при воспоминаниях о школе, пусть и четырехлетней давности, вздрагивает до сих пор. — Из-за проделок учеников учитель может получить не только несмываемое пятно на своей репутации, но и реальные неприятности с законом, — говорит Леонид. — Ладно еще те девочки, которые влюбляются в своего учителя, что для пе

Самый русский танк T-90 (Обзор)

Т-90 «Владимир» — самый современный танк в войсках этой страны. До недавнего времени — исчезающе малочисленный танк всё той же страны. Тем не менее, с девяностых годов, существуя в десятках единиц, порождал тысячи срачей. А разгадка проста — наличие антагониста в США. Людям после сокрушительного пиздеца перестройки нужно было хоть как-то оправдать фейл — ну не получилось в экономике, зато вот оружие у нас не имеет аналогов. И если самолёт сложен с точки зрения анализа — с дивана ведь не видно авионики и характеристики какие-то непонятные, то танк — как на ладони. К концу восьмидесятых на вооружении Советской Армии были четыре семейства ОБТ: Т-64, Т-72А/Б, газотурбинные Т-80Б(В)/У и дизельные Т-80УД. Сие обстоятельство, несомненно, было эпик фэйлом советской оборонки, ибо четыре близких по ТТХ танка были почти не унифицированы между собой, что «очень упрощало» снабжение. Причиной тому была грёбаная конкуренция между танкостроительными кланами, кои появились в СССР после окончания Велик