Перейти до основного вмісту

Нострадамус

Одни считали его колдуном и чернокнижником, не сомневаясь: прорицатель заключил союз с нечистой силой, а возможно, даже продал душу... Другие искренне верили, будто данный ему талант исцелять и предсказывать будущее благословлен небом. На протяжении веков не смолкают споры о том, можно ли верить его знаменитым катренам. Тем не менее с трепетом и содроганием люди вчитываются в тайнопись "Центурий" - послания к потомкам, - пытаясь проникнуть за завесу грядущего. Однако очевидным остается тот факт, что за истекшие без малого пять столетий ни один человек не вызывал большего интереса, вопросов и разногласий, чем современник Леонардо да Винчи и Николая Коперника Мишель Нострадамус.

"Я говорю довольно туманно. Скрытые пророчества передаются нам летучим духом огня, а иногда сознанием, возбужденным пристальным созерцанием отдаленнейшей звезды. А узнанное записываешь без страха, но и без чрезмерного многословия. Почему? Да потому, что все проистекает из Божественной власти великого и вечного Бога, от которого исходят все блага".

- Вы хотите знать будущее вашего сына Анри, мадам? - человек в темном одеянии пристально посмотрел на даму, лицо которой было скрыто густой вуалью. - Что ж, запишите свой вопрос.

Мгновение спустя он перетасовал буквы предложения, которое она дрожащей рукой вывела на пергаменте. А затем расположил их по порядку напротив цифр, заключенных в магический круг. Екатерина на мгновение замерла: она чувствовала, что стоит на пороге великой тайны. Мишель некоторое время глядел на лишь ему понятные знаки, читая в их странном для непосвященного порядке тайный смысл. И хотя с той минуты, как она переступила порог этой комнаты, прошло совсем немного времени, женщине казалось, что она ждет целую вечность. Наконец он заговорил, медленно, будто во сне, произнося слова.

- Король, неторопливый, пустой, Ирод. Но оружие монаха повредит его жизни, - говорил прорицатель.

- Значит, Анри станет королем! - не в силах сдержать радость, воскликнула гостья: остальное ее не интересовало. Прощаясь, она вытащила объемный кошелек, чтобы отблагодарить прорицателя.

- Маг, если ты станешь служить моим интересам, я озолочу тебя! - сказала она.

- Мадам, - после долгой паузы тихо произнес он, - когда опустеют ваши сундуки, приходите ко мне - я снова их наполню...

- Ты... нашел Философский камень?! - спросила женщина. - Или, может быть, ты колдун, чародей, волшебник? Признайся, обещаю хранить твою тайну - костра священной инквизиции можешь не бояться: я умею быть благодарной.

- Нет, - с грустной улыбкой ответил он, - я человек.

Так или примерно так проходила первая встреча Мишеля Нострадамуса с королевой Франции Екатериной Медичи. Простившись с ней, он вернулся свою комнату, чтобы продолжить прерванную работу. Но минул час, другой, третий, а из-под его пера не вышло ни единой строки. Он сидел, откинувшись на спинку кресла, сосредоточенно глядя перед собой. Со стороны могло показаться, что человек занят решением сложной задачи. Но Мишель в этот момент был за тысячи миль от шумного, суетного Парижа, в небольшом провансальском городке Сан-Реми...

...Декабрьский день 1503 года для жителей Прованса и его окрестностей не был особенным. И лишь в семье преуспевающего нотариуса Жака Нотр-Дама и его супруги Рени (урожденной де Сент Реми) царило радостное оживление. Еще бы: ведь родился долгожданный наследник! Мишель и теперь еще помнил те счастливые времена, проведенные в родительском доме в обществе любимых дедушек-медиков - Пьера Нотр-Дама и Жана де Сент Реми. Они щедро делились с внуком тем опытом, который успели накопить за долгую жизнь: с ранних лет он умел различать травы и составлять целебные сборы. Но больше всего на свете мальчика привлекала возможность остановиться вечером посреди просторного двора и молча смотреть на потемневшее небо, на бархатном фоне которого чья-то незримая рука зажигала звезды. Как знать, возможно, именно тогда в его душе возникло страстное желание разгадать их тайный код, который поможет постичь загадку будущего?

Мишель оказался прилежным учеником: как только ему исполнилось четырнадцать лет, на семейном совете решено было отправить мальчика изучать гуманитарные науки в город Авиньон. Однако прошло совсем немного времени, и он почувствовал, что полученные им дома знания ничем не уступают профессорским. Юноша еще долго вспоминал, как однажды навлек на себя праведный гнев всех преподавателей, выступив в защиту любимой им астрологии и учения Николая Коперника. Несколькими годами позже он начал изучать медицину в Монпелье. Кто знает, как бы сложилась его судьба, если бы в стране не вспыхнула эпидемия чумы, которая распространялась по городам и весям с молниеносной скоростью, унося тысячи жизней. Разве мог остаться в стороне молодой лекарь, только что получивший лицензию на врачевание? Нарбонн, Тулуза и Бордо... Пожалуй, не было человека более бесстрашного, который бы лечил людей, не боясь испытать на себе дыхание "черной смерти". И она отступала. "Как вам это удалось?" - терялись в догадках местные эскулапы, в глубине души надеясь, что их удачливый коллега грешит колдовством. А ведь Мишель вместо ненужных кровопусканий просто прописывал своим пациентам родниковую воду, свежий воздух и лекарства, сделанные им на основе целебных трав. А еще раздавал всем желающим "розовые пилюли", приготовленные из розовых лепестков и богатые витамином С, которые вскоре стали считать панацеей от всех болезней. Но главное - подробно рассказывал согражданам о правилах элементарной гигиены.

Четыре года пролетели незаметно. К тому времени он, молодой ученый, с увлечением преподавал в университете Монпелье. Однажды вечером в дверь дома, который Мишель Нотр-Дам снимал в предместье города, кто-то постучал...

Когда незнакомцем вышел, он развернул послание и быстро пробежал глазами. "Мой молодой друг! - писал философ Жюль Сезар Скалигер, чье имя в то время было известно во всем мире. - Наслышан о вас и уверен, что при встрече у нас нашлось бы немало общих тем. Позвольте пригласить вас в славный Ажан..." Не долго думая, Мишель двинулся в путь. Въезжая ранним утром в ворота города, он еще не знал, что его ждет впереди.

Теперь каждый день был посвящен любимой работе (разве исцелять других - это не счастье?), вечера - увлекательным беседам со Скалигером, а ночи... Ночью, поднявшись на крышу, он, как в детстве, смотрел, не отрываясь, на далекие звезды - как будто маленькие светящиеся точки, разбросанные по небу, и были теми таинственными письменами, которые он решил во что бы то ни стало прочесть. Возможно, именно они подсказали ему, что союз с очаровательной девушкой, красивой и знатной (увы, история не сохранила ее имени), станет счастливым. Их пророчество оказалось верным: молодой муж не чаял души в очаровательной супруге и двоих малышах, которых она подарила.

Мишель не помнил, когда впервые появилось у него это особенное чувство, которое принесло в будущем славу великого провидца, а заодно зависть и ненависть конкурентов. Только однажды, сидя у окна в своем кабинете, он вдруг отчетливо понял, что жизнь обычного человека, которой он жил до сих пор, закончилась. Сначала Мишелю казалось, что он спит наяву: в сознании вдруг возникали отголоски далеких сражений, приглушенные раскаты грома, огненный дождь, льющийся из разверстого неба... Он вздрагивал, пытаясь проснуться, но... видение не исчезало. Порой молодой медик представлял друзей или знакомых, с которыми расстался много лет назад, и видел, что ждет их впереди. Не мог разгадать лишь одного: что будет с ним и его родными. По неписаному закону - он знал это -- тот, кому дано заглянуть в будущее других, никогда не сможет разглядеть собственное. Наверное, потому Нострадамус (так теперь зазвучало его имя: некоторые исследователи уверяют, будто Nostra damus означает "мы даем то, что является нашим") не предполагал, что семейная идиллия, которой наслаждались влюбленные, так внезапно закончится...

Маг из Нотр-Дама "Долгое время я делал многие предсказания, далеко вперед событий, которые с тех пор произошли в указанных мной местностях... Однако из-за возможности вреда... я предпочитал молчать... Это так мало соответствует тому, что хотели бы услышать главы царств... и вер. Но позже... я решил в темных и загадочных выражениях все же рассказать о будущих переменах человечества..."

Франция еще не успела забыть об одной эпидемии, которая унесла тысячи жизней, как на страну обрушилась новая. Врач день и ночь сражался за жизни сограждан, прилагая все усилия, чтобы уберечь взрослых и детей. О себе не думал. Но однажды, вернувшись домой, заметил признаки болезни на лицах детей и любимой.

Когда страшная догадка поразила его, было уже поздно. И теперь Мишелю казалось, что не их он провожал в последний путь к печальному уголку на окраине города. Ведь еще совсем недавно они проходили по улочкам старинного Ажана вместе. Вот дерево: в его тени любили посидеть в солнечный летний день, там - маленькая церквушка, в которой всего три года назад стояли рядом, давая друг другу клятву в вечной любви. А здесь... "Господи! Почему ты так суров? Неужели такова цена за тот странный дар, которым наделила меня судьба? Так забери же его, только верни их, слышишь? Верни!" - глухой крик вырвался из его груди. Казалось, небо должно было содрогнуться от нечеловеческих страданий. Нострадамус не замечал, как немногочисленные прохожие, торопливо бежали мимо в поисках убежища, а потом с ужасом и интересом наблюдали из своего укрытия за тем, как посреди бушующей стихии, грома и молний, одиноко стоит человек, воздев руки к небу.

Ах, дорого заплатил бы он за то, чтобы не помнить события этих дней! Но память предательски воскрешала картины прошлого. Однако и этого судьбе показалось мало. Родные умершей супруги стали обвинять Мишеля в том, что он не сумел уберечь ее и детей. А потом затеяли нелепую тяжбу о наследстве. Жители города, как будто забыв о том, что обязаны опальному доктору жизнью своей и близких, обвинили Нострадамуса в шарлатанстве и увлечении магией и ведовством, требуя навсегда покинуть Ажан. Кроме того, по навету "доброжелателей", ученым всерьез заинтересовалась святая инквизиция. Именно потому, под покровом ночи Мишель Нострадамус отправился в странствие, которое много лет спустя друзья назовут его "семилетней Одиссей". Где он был в эти годы? Загадка... Такая же непостижимая, как все, что происходило в его жизни до и после. Известно только, что из своего добровольного изгнания лекарь вернулся в 1845 году, чтобы снова приступить к своим врачебным обязанностям. На сей раз его личная война с чумой продолжалась 270 дней. Очевидцы уверяли: мастерство кудесника возросло, а его чудесное лекарство на основе цветов и трав способно было творить чудеса. Со временем личность чудесного доктора стала почти легендарной, а предания о его невероятных способностях еще долго передавались из уст в уста. А благодарные жители Экса - столицы Прованса - наградили его пожизненной пенсией.

Одна тысяча пятьсот сорок седьмой год обещал быть к Нострадамусу благосклонным. Именно в это время Мишель решил поселиться в Салон-де-Кро - небольшом городке между Авиньоном и Марселем. Прогуливаясь вечерами по его улицам, он не раз обращал внимание на миловидную женщину, которая часто попадалась ему на глаза. Знакомые рассказали, что Анне Понсар-Джемелье не так давно лишилась мужа. Возможно, пережитые в прошлом потери и стали причиной, по которой двое уже не юных людей решили связать свои судьбы. Так у Мишеля появилась новая семья.

Жизнь обретала смысл, сердце постепенно оттаивало, как будто посреди заметенной снегом пустыни вдруг расцвел подснежник. Их дом наполнился смехом и звоном детских голосов сыновей Цезаря, Андрэ и Карла, дочерей Мадлен, Дианы. Репутация Нострадамуса была восстановлена, и теперь считалось хорошим тоном посещать астролога, чем с удовольствием пользовались знатные люди, приходя к нему за помощью и советом. Вскоре слава прорицателя достигла королевских покоев: монархи не преминули поинтересоваться, что за диковинная птица этот Нострадамус. Тем более что в июне 1550-м года он выпустил астрологический ежегодник, а в 1555 - вышла книга "Пророчества мэтра Мишеля Нострадамуса", которая имела грандиозный успех.


Маг из Нотр-Дама Прорицатель

"Таинственным знаньем пронизана память,
Подземные воды горят от свечи,
Трепещет и ширится бледное пламя,
И в судьбы столетий бросает лучи.
Как будто сам Бог у меня за спиною
(Треножник из бронзы украсила вязь),
Он водит моею дрожащей рукою,
Небес и земли повелитель и князь".

Но настоящее признание пришло к нему летом 1559-го, когда в честь свадьбы короля Испании Филиппа II и дочери Генриха II Елизаветы был устроен рыцарский турнир. Среди прочих в нем принимали участие капитан шотландской гвардии Гэбриэл Монтгомери, на груди которого красовалось изображение льва, и сам король. По несчастной случайности, обломок копья Монтгомери попал в прорезь королевского шлема, пробил глаз Генриху II, нанеся ему тяжелую травму.

Несчастный король умер спустя десять дней. Тогда-то двор, замирая от страха, вспомнил о том пророчестве, которое прозвучало задолго до печальных событий в первой центурии под номером 35. Накаленное до предала пространство взорвалось, рассыпавшись на тысячи осколков тревог и сомнений:

Молодой лев одержит верх над старым
На ратном поле в одиночной дуэли,
Он выколет ему глаза в золотой клетке.
Два перелома одно, затем умереть жестокой смертью, -

гласило послание. Так ошеломленная Франция впервые столкнулась с загадочной силой Мишеля Нострадамуса. Существует предание, что позже он лично предсказал печальную кончину Марии Стюарт и ее супругу, чему именитая чета, вероятно, в тот момент не придала никакого значения.

Однако были среди них и те, кто по-прежнему не признавал его пророческого дара. Многие относились к Мишелю с подозрением, видя, как он работает по ночам в своем "тайном кабинете", склонившись над исписанным листом. Отношение горожан к Нострадамусу изменилось только после того, как в Салон приехал король Карл IX, пояснивший местной знати: "Я прибыл в Прованс только для того, чтобы увидеть Нострадамуса".

Как отнесся к такому повороту событий Нострадамус? Вероятно, так же, как к жизни вообще - по-философски. Спустя полгода он понял, что дни его сочтены. Говорили даже, будто он указал точную дату своего ухода, а накануне вечером предупредил слугу: "Вы не увидите меня в живых до восхода солнца". Мишель Нострадамус скончался от осложнений подагры 2 июля 1566 года около 3 часов утра, оставив наследникам солидное состояние. Эпитафия, высеченная на прислоненной к стене храма плите, гласила: "Великому Господу. Здесь покоится прах знаменитого Мишеля Нострадамуса, который был признан достойнейшим из смертных описывать события будущего своим почти божественным пером, следуя за движением звезд и всей Вселенной. Он прожил на свете 62 года, 6 месяцев и 17 дней. Он умер в Салоне в 1566 году. Потомки да не позавидуют его покою. Анн Понсар Жемелла желает своему мужу подлинного счастья".

■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□■□
Рассказывали, что фраза "Потомки да не позавидуют..." тоже оказалась пророческой: в 1791-м революционный марсельский батальон ворвался на территорию его усыпальницы и надругался над останками Нострадамуса и его сына Цезаря. Мэр Салона уговорил марсельцев оставить прах в покое, сказав, что Нострадамус в свое время предсказал революцию. Солдаты, потревожившие покой прорицателя, погибли, попав в засаду по дороге в лагерь. Говорят, Мастер предвидел и это. Что ж, возможно стоит прислушаться к его предупреждениям и нам:

Мир губят война, грабежи, наводненья...
И знайте, достигшие горных вершин:
Из хаоса трудно создать возрожденье,
Руины на дне неспособны ожить.


P. S. Супруга Мишеля Нострадамуса пережила мужа на 16 лет. Старший сын Цезарь (1552 - около 1630) стал автором истории Прованса. Людовик XIII пожаловал Цезарю Нострадамусу дворянский титул (кавалера) и произвел в камергеры двора. Второй сын, Шарль (1556-1629), также пошел по литературной стезе и считался одним из лучших провансальских поэтов. Третий, Андре (1557-1601), был арестован за убийство на дуэли, а после помилования вступил в орден капуцинов. Старшая дочь Мадлен вышла замуж за кавалера Поля де Шокен, Анна и Диана остались незамужними.

Кроме медицины и астрологии, Нострадамус занимался проблемами климата, участвовал в строительстве ирригационного канала, который до сих пор носит его имя. По загадочным причинам, автор разорвал цепь исторической последовательности "Центурий". Восстановить ее можно с помощью ключа, тайна которого до сих пор не раскрыта.

Ольга ЯНКОВАЯ


Космополит К°on

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

БЫВШИЕ МУСУЛЬМАНЕ ПРОТИВ ИСЛАМА

В начале июля около 30 мусульман, порвавших с исламом, заявили о создании так называемого Совета бывших мусульман Франции. Основным назначением нового движения является борьба выходцев из исламского общества за право быть атеистами и критиковать ислам. "Мы представляем собой группу атеистов и неверующих, которые неоднократно сталкивались с угрозами в свой адрес, многие из нас были арестованы за богохульство", - заявили учредители совета. Символом своего движения они называют шевалье де ла Барра, молодого французского аристократа, казненного 1 июля 1766 года "за пение насмешливых песен в присутствии церковной процессии". Для французов история де ла Барра является предостережением против любых проявлений религиозной нетерпимости. Настоящим героем члены движения считают палестинского блогера Валида аль-Хусейни, в 2010 году проведшего несколько месяцев в тюрьме по обвинению в кощунственной интернет-деятельности. Среди членов Совета бывших мусульман – выходцы из

Главная проблема молодых учителей — рано созревшие школьницы

В школах всегда не хватало учителей-мужчин, а теперь мы можем потерять последних: молодые педагоги боятся... раскованного поведения своих учениц. Ведь из-за сознательной провокации или искренней симпатии подопечных девочек учитель может быть заподозрен в педофилии, к которой сегодня особенно внимательны как правоохранительные органы, так и бдительные граждане. Вот и бегут мужчины с педагогическим образованием из средней школы — от греха подальше. Географ: «Еле глобус унес...» Высокий симпатичный Леня — бывший молодой преподаватель географии Леонид Филиппович — сделал ноги из средней школы меньше чем через год работы. Сейчас Леониду 26, и работает он совершенно в другой сфере, но при воспоминаниях о школе, пусть и четырехлетней давности, вздрагивает до сих пор. — Из-за проделок учеников учитель может получить не только несмываемое пятно на своей репутации, но и реальные неприятности с законом, — говорит Леонид. — Ладно еще те девочки, которые влюбляются в своего учителя, что для пе

Самый русский танк T-90 (Обзор)

Т-90 «Владимир» — самый современный танк в войсках этой страны. До недавнего времени — исчезающе малочисленный танк всё той же страны. Тем не менее, с девяностых годов, существуя в десятках единиц, порождал тысячи срачей. А разгадка проста — наличие антагониста в США. Людям после сокрушительного пиздеца перестройки нужно было хоть как-то оправдать фейл — ну не получилось в экономике, зато вот оружие у нас не имеет аналогов. И если самолёт сложен с точки зрения анализа — с дивана ведь не видно авионики и характеристики какие-то непонятные, то танк — как на ладони. К концу восьмидесятых на вооружении Советской Армии были четыре семейства ОБТ: Т-64, Т-72А/Б, газотурбинные Т-80Б(В)/У и дизельные Т-80УД. Сие обстоятельство, несомненно, было эпик фэйлом советской оборонки, ибо четыре близких по ТТХ танка были почти не унифицированы между собой, что «очень упрощало» снабжение. Причиной тому была грёбаная конкуренция между танкостроительными кланами, кои появились в СССР после окончания Велик