Перейти до основного вмісту

Почему у нас нет Билла Гейтса ?

Режиссер, сценарист, продюсер — о патриотичном кино, о приличных людях, кризисе идей и мельничной турбине.

Сергей Бодров — профессионал высшей пробы. По его сценариям снято более 20 фильмов. В наградном списке: «Ники», «Феликс», номинация на «Оскар». Гражданин мира, он снимает в разных точках планеты, сотрудничая с независимыми продюсерами и голливудскими студиями. Во Франции издана его книга «Свобода = Рай». В общем, с одной стороны — свой, с другой — человек со стороны.

Бодров. Мне проще рассуждать: получив 20 лет назад от Горбачева свободу передвижения, активно этим пользуюсь. Многие российские режиссеры работают здесь, поэтому внутренние проблемы стоят перед ними особенно остро. Впрочем, есть важное преимущество по сравнению с прошлым: человек, мечтающий снимать, будет снимать. Молодежь это поняла. Мобильные камеры, телефоны, фотоаппараты способны транслировать авторское высказывание. Можно опубликовать его в интернете. Хочешь заработать деньги — это другое. Тогда люди идут снимать сериалы.

— Что для тебя понятие патриотизма? На этот счет существуют разночтения. Жюри на «Кинотавре» присудило Гран-при Василию Сигареву за «Волчок», черную историю матери-алкоголички, уничтожающей собственную дочь. Только что ваше жюри в Вологде удостоило главным призом еще одну «антипатриотичную» картину — «Счастье мое» Лозницы. А ведь ее именуют антирусской, на ММКФ даже не показали.

— Я высоко оцениваю «Волчок», если помнишь, приз Сигареву мы дали единодушно, чем вызвали депутатский гнев, обсуждение в Думе и т.д. Все время слышу эти возгласы: снимают фильмы, чтобы очернить Россию, угодить западным фестивалям. Чушь. Нормальный режиссер, тем более делающий первую картину, хочет высказаться, а не кому-то угодить. Сигарев — автор европейского уровня, из немногих, чьи пьесы ставят на Западе. Знает, что хочет сказать, знает, как сказать. Пишет не о жизни на Марсе — о своей жене, близких, о соседях, друзьях, о себе. Вся ли Россия такая? Нет. Но отражена ее часть — и довольно большая. Не надо закапывать голову в песок, вопя: «У нас такого быть не может!» Может. Есть. Пьянство и деградация, нищета и насилие. Незачем далеко ехать, 100 км от Москвы достаточно. Увидишь то же, что у Лозницы. Что объединяет этих режиссеров? Они четко высказывают свое мнение. Нашему аморфному кино не хватает четкости. Но когда люди точно говорят о чем-то неприятном — это вызывает раздражение. Мне кажется, это патриотичное кино, в нем есть главное — диагноз. Эти фильмы — лекарство. Лекарство не должно быть сладким.

— Отчего картины поколения нулевых беспросветно мрачны? О чем это говорит?

— О мироощущении художника. Это не специальный угол зрения, а концентрированный в одном фильме диагноз. Это картина страны.

— А мы, как добрые Гудвины, желаем надеть на них изумрудные очки?

— Нельзя их «закрикивать». Они так видят, потому что талантливы. И Коля Хомерики, и Сигарев, и Вырыпаев, и Серебренников, и Хлебников, и Мизгирев, и Мамулия. Ухо художника — радар, антенна — особо восприимчиво к боли. Но знаешь, сам я уже тоже хочу света в конце туннеля. Поэтому считаю, что настала пора смеяться. Хватит хватать себя за голову, обвинять, стонать. Давайте смеяться.

— Ты имеешь в виду вашу с Гукой Омаровой картину «Дочь якудзы», которая выйдет осенью (дочь японского мафиози оказывается на юге России. — Л. М.)? Смеяться будем, но по-гоголевски: «Над кем смеетесь?»

— Смеяться надо над самими собой, над начальниками, перед которыми возник неистребимый трепет. Ирония, улыбка вселяют в тебя самоуважение, приводят власть в «чувство реальности». Смеяться не значит хохмить. Люблю, когда в зале люди смеются над чем-то нам близким, узнаваемым.

— А не кажется ли тебе, что нашему кинематографу мешает закрытость? Мы превращаемся в периферию мирового кино, о наших картинах в мире не знают.

— Это загадка для меня. Можно, конечно, жаловаться, что американцы всех задавили. Но я смотрю много зарубежного кино, каждый раз на поверхности оказываются интересные картины молодых европейцев. Почему мы не можем вырваться за границы, в том числе ментальные? Я не жалуюсь, у меня все сложилось удачно. Даже давние картины неожиданно продавались: «СЭР» — в 42 страны, «Кавказский пленник» — в десятки стран, «Монгол» — в 60 стран. Меня упрекают: мол, специально снимаю для Запада. Чепуха. Делаешь то, что тебя цепляет. Среди множества историй выбираешь универсальные, через которые можешь сказать о том, что тебя волнует.

— Да уж, помню, как «Монгол» критиковали как «заказное кино», прославляющее тирана, власть «твердой руки».

— Кто заказал? При чем тут прославление тирана? Надо понимать, кто такой тиран. Малодушный, трусливый, гнусный человек, чаще всего с физическими отклонениями, палач, пришедший к власти ценой предательства. Скуратов, Грозный, Сталин, Гитлер. Наносящий огромный вред в первую очередь собственному народу. Но есть другие личности: Наполеон, Македонский, Чингисхан. Великие полководцы. Завоеватели земель, расширяющие империи. Жесткие. Но не тираны. Их народы обычно процветали во время их правления. Наша история и ее интерпретации до сих пор нас путают. Вот отчего в недавних опросах у нас по-прежнему впереди всех Сталин.

— Это говорит о тоске по «жесткой руке»?

— Она не поможет. Да и молодежи это чуждо. Правда, несколько лет назад я был оптимистичнее, думал: еще два поколения, и у нас жизнь наладится. Увы. И все же, много общаясь с молодыми, надеюсь на них. Свет в конце туннеля — это молодежь, самостоятельная, профессиональная, независимая…

— Разная. На Селигере тоже молодежь…

— Те даже не скрывают, что альянс с правителями рассматривают как ступеньки в карьере.

— Купля-продажа вообще вредная вещь, развращающая неокрепшие организмы.

— У нас во власть идут, чтобы обогатиться. В других странах власть еще и ответственность. Идут из убеждений, чтобы что-то сделать. Люди многим жертвуют. Крупный бизнесмен оставляет бизнес. Нельзя заниматься бизнесом и быть во власти.

— Помнишь, как Александр Яковлев долго убеждал Элема Климова возглавить перестроечный Союз кинематографистов? Климов действительно принес в жертву не только время своей жизни, но и свою режиссерскую карьеру.

— А сейчас видишь, как все вывернулось наизнанку. Поэтому мало приличных людей идет во власть.

— Что же делать, чтобы кинематограф наш выплыл из кризиса?

— Я не осьминог Пауль, не делаю точных прогнозов. Кино у нас будет существовать всегда, потому что люди, которые этим больны, будут снимать при всех условиях. Контуры же кинематографа пока еще весьма зыбкие.

— Зато есть амбиции великодержавного кино.

— Посмотрим на результаты реформы.

— Почему же не получается снимать жанровое кино? Ведь были «Белое солнце пустыни», «Свой среди чужих…», народные комедии Гайдая, Рязанова и Данелии. Куда ушел жанр?

— Жанру надо учиться. Это связано с профессией, она сегодня из российского кино, как ты говоришь, «ушла». А талант комедиографа — редчайший дар.

— Но фильмы Данелии, Рязанова выходили на экраны при зажиме цензуры. Сегодня мы снова возвращаемся к авторитаризму, может, поэтому пришло время социальной комедии?

— Абсолютно верно, вспомни, как популярны были анекдоты про Брежнева. Когда мы стали смеяться над маразматической властью, она рухнула.

— Что сегодня было бы интересно зрителю?

— Я снял бы библейскую историю.

— Ты имеешь в виду экранизацию романа Владимира Жаботинского «Самсон Назорей», киноверсию которого разрабатываешь почти 10 лет?

— История Жаботинского, храня верность вечной книге, в то же время наполнена живым авторским видением. Роман о том, что нет пророка в своем отечестве. Враги любят героя больше, чем его окружение. Ведь он судья. Погибая, он завещает своему народу: «Научитесь смеяться». Вот и нам пора… Мы забыли, как это делается.

— У Шолом-Алейхема есть афоризм: «Еврей смеется, чтобы не плакать». Роман 1927 года о последнем судье в Книге Судей для тебя способ диалога современности и истории?

— Все проще. Я взял роман в книжном магазине и час стоял — не мог оторваться. Ключевое слово — интересно. Читаешь и радуешься.

— Киностудия Warner Bros пригласила тебя экранизировать первую из популярной серии фантастических книг Джозефа Дилейни про мальчика Тома. Вроде бы это не Гарри Поттер, слышала, что это кино для взрослых.

— Фильм для молодежи. Читаю еженедельно массу книг, сценариев, которые присылают. Этот материал показался интересным, внятным, серьезным.

— Сегодня мистика снова в моде.

— Дело не в мистике. В хороших историях такого рода имеем дело с мифом. Миф древнее Библии. Это вечная, универсальная история: в Латинской Америке, Африке, Новой Зеландии, Сибири — окраску меняет, но не суть. Борьба со злом, битва с нечистью. Вопрос в том, есть ли там еще и характеры? Когда автор привносит в миф живое начало, миф обретает молодость.

— Будешь работать с киностудиями Warner Bros, Legendary, людьми, которые делали «Темного рыцаря», «Бэтмена», «Начало». Планируется бюджет больше $70 миллионов. Степень ответственности иная, чем, допустим, на малобюджетной «Дочери якудзы»?

— Психология должна быть одна и та же. Но ответственности все равно там больше.

— Что привлекает: сама история, возможность работать со звездами, крупный бюджет, испытание себя?

— Все имеет значение. Не скрываю, что ищу людей талантливее меня. В кино, если правильно создашь команду, она созидательна. В «Седьмом сыне» команда собирается мощная. Художник из «Алисы…» и «Аватара». К тому же хочется сделать картину, которую выпустят в один день по всему миру.

— Что еще замышлено режиссером Бодровым?

— Есть желание снять камерную картину о последних годах Мандельштама. Есть замысел большой картины «Царица войны», это скифская история.

— Нынешний кризис связан не только с экономикой, но и с дефицитом свежих идей. Все жалуются на отсутствие сценариев.

— Кризис идей существует во всем мире. Все ищут хорошие сценарии. Читаю современную литературу, встречаю много интересного. К примеру, у Захара Прилепина могла быть замечательная киноистория про ту же Чечню. Человек понимает, что это такое и как об этом рассказать. Но сама знаешь, не все идеи сегодня можно осуществить. Кризис идей касается не только кино. Почему у нас нет Билла Гейтса? Отчего Google сделал выходец из России… но не в России? Когда работал в журнале «Крокодил», много ездил по стране. Как думаешь, кто были самыми горемычными? Изобретатели. Мало того что нищие, но еще гонимые, высмеиваемые. Мой прадед Иван Зайцев, неграмотный сибирский мельник, в конце XIX века изобрел мельничную турбину. Не знал, как начертить, сделал работающий макет, послал по почте в Академию наук в Петербург. Через четыре месяца приехал человек. Дед ему на пальцах объяснил, как механизм работает. Этот аппарат описан в современных учебниках турбостроения, называется «турбина Зайцева». Так вот, сейчас не поедет никто. И посылка пропадет. А без изобретателей не будет ни науки, ни техники, ни кинематографа…

Лариса Малюкова Космополит К°on

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

БЫВШИЕ МУСУЛЬМАНЕ ПРОТИВ ИСЛАМА

В начале июля около 30 мусульман, порвавших с исламом, заявили о создании так называемого Совета бывших мусульман Франции. Основным назначением нового движения является борьба выходцев из исламского общества за право быть атеистами и критиковать ислам. "Мы представляем собой группу атеистов и неверующих, которые неоднократно сталкивались с угрозами в свой адрес, многие из нас были арестованы за богохульство", - заявили учредители совета. Символом своего движения они называют шевалье де ла Барра, молодого французского аристократа, казненного 1 июля 1766 года "за пение насмешливых песен в присутствии церковной процессии". Для французов история де ла Барра является предостережением против любых проявлений религиозной нетерпимости. Настоящим героем члены движения считают палестинского блогера Валида аль-Хусейни, в 2010 году проведшего несколько месяцев в тюрьме по обвинению в кощунственной интернет-деятельности. Среди членов Совета бывших мусульман – выходцы из

Главная проблема молодых учителей — рано созревшие школьницы

В школах всегда не хватало учителей-мужчин, а теперь мы можем потерять последних: молодые педагоги боятся... раскованного поведения своих учениц. Ведь из-за сознательной провокации или искренней симпатии подопечных девочек учитель может быть заподозрен в педофилии, к которой сегодня особенно внимательны как правоохранительные органы, так и бдительные граждане. Вот и бегут мужчины с педагогическим образованием из средней школы — от греха подальше. Географ: «Еле глобус унес...» Высокий симпатичный Леня — бывший молодой преподаватель географии Леонид Филиппович — сделал ноги из средней школы меньше чем через год работы. Сейчас Леониду 26, и работает он совершенно в другой сфере, но при воспоминаниях о школе, пусть и четырехлетней давности, вздрагивает до сих пор. — Из-за проделок учеников учитель может получить не только несмываемое пятно на своей репутации, но и реальные неприятности с законом, — говорит Леонид. — Ладно еще те девочки, которые влюбляются в своего учителя, что для пе

Самый русский танк T-90 (Обзор)

Т-90 «Владимир» — самый современный танк в войсках этой страны. До недавнего времени — исчезающе малочисленный танк всё той же страны. Тем не менее, с девяностых годов, существуя в десятках единиц, порождал тысячи срачей. А разгадка проста — наличие антагониста в США. Людям после сокрушительного пиздеца перестройки нужно было хоть как-то оправдать фейл — ну не получилось в экономике, зато вот оружие у нас не имеет аналогов. И если самолёт сложен с точки зрения анализа — с дивана ведь не видно авионики и характеристики какие-то непонятные, то танк — как на ладони. К концу восьмидесятых на вооружении Советской Армии были четыре семейства ОБТ: Т-64, Т-72А/Б, газотурбинные Т-80Б(В)/У и дизельные Т-80УД. Сие обстоятельство, несомненно, было эпик фэйлом советской оборонки, ибо четыре близких по ТТХ танка были почти не унифицированы между собой, что «очень упрощало» снабжение. Причиной тому была грёбаная конкуренция между танкостроительными кланами, кои появились в СССР после окончания Велик